12 октября лидеры и ведущие эксперты Координационного совета НСБ России собрались на расширенном заседании этого общественного органа, представляющего негосударственную сферу безопасности нашей страны.

Площадка Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как нельзя лучше подходила для проведения такого мероприятия, явившегося своеобразной вехой на пути развития нашего отраслевого сообщества.

В повестку дня октябрьского заседания Координационного совета НСБ России была включена тема стратегического развития и планирования деятельности профессиональных и общественных институтов негосударственной сферы безопасности. Ряд процессов, связанных с реализацией обсуждаемой в настоящее время отраслевой стратегии, объективно относится к компетенции нового для НСБ направления – обеспечения научной, методологической и исследовательской основы функционирования субъектов отрасли.

Механизмом, с помощью которого эти основы будут созданы, – и эта работа уже активно ведется, – является НИЦ «Безопасность», возглавляемый его директором Олегом Климочкиным. Это структура новой формации, созданная в рамках деятельности негосударственной сферы безопасности ее лидерами – председателем Общероссийского профосюза НСБ, заместителем председателя Координационного совета НСБ России Дмитрием Галочкиным, председателем Правления Общероссийского объединения работодателей «ФКЦ РОС», председателем Правления Ассоциации «КЦ РОСС» Александром Козловым, руководителем Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности, председателемСовета Союза ОСО Сергеем Саминским.

Доклад Олега Климочкина на расширенном заседании КС НСБ России в Совете Федерации был конкретным, компетентным, вызвавшим живую реакцию участников форума.

Ниже мы знакомим читателей с полным текстом этого выступления, в котором Олег Владимирович рамочно представил элементы текущей и предстоящей деятельности научно-исследовательского сектора НСБ:

28 апреля 2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности «Безопасность» (НИЦ «Безопасность»). Учредителями Центра выступили Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС), Общероссийская общественная организация «Профсоюз негосударственной сферы безопасности» (Общероссийский профсоюз НСБ), Ассоциация «Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур» (КЦ РОСС) и ряд других общественных объединений охранного сообщества, в том числе крупнейшая российская саморегулируемая организация – СРО «Школа Без опасности».

За прошедший период руководством и экспертами Научно-исследовательского центра проделана следующая работа:

1. Подготовлены проекты федеральных законов «О частной охранной деятельности» и сопровождающего законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного регулирования в сфере частной охранной деятельности». Указанные документы уже неоднократно обсуждались участниками охранного сообщества.

2. Разработана Концепция построения системы развития квалификаций в сфере охраны и безопасности, основные подходы которой одобреныУченым советом Центра. Ведется работа над корректировкой отдельных её положений, в том числе в целях её унификации для подразделений ведомственной охраны и организаций ФГУП «Охрана».

3. В качестве совещательно-консультативного органа Центра сформирован Ученый совет, в состав которого вошли ведущие эксперты охранной отрасли. Научным руководителем Научно-исследовательского центра избран доктор экономических наук, профессор Корсак Александр Борисович. Сформирован пул экспертов, привлекаемых к работе НИЦ «Безопасность».

Учитывая специфику вида деятельности, а также прикладной характер научно-исследовательской работы Центра, утверждены строгие критерии к кандидатам в члены Ученого совета. Установлено, что кроме опыта участия в подготовке нормативных правовых актов и учебно-методических материалов, должен также учитываться стаж практической работы в сфере обеспечения охраны и безопасности, в том числе с учетом специфики предыдущей работы в силовых структурах:

- не менее 10 лет практической работы в области обеспечения охраны и безопасности (при наличии ученой степени);

- не менее 20 лет практической работы в области обеспечения охраны и безопасности (для кандидатов без ученой степени);

Руководители и эксперты Центра приняли активное участие в работе:

- 3 Конференций, одна из которых - межрегиональная научно-практическая (Рязань, 31 августа), где сделано 2 основных доклада.

- Заседании Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательскойдеятельности – основной доклад.

- 5 круглых столов, в том числе 3-х в Общественной Палате РФ – 1 основной доклад.

Основными задачами Научно-исследовательского центра «Безопасность» определены:

- исследовательская работа в части совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей негосударственнуюсферу безопасности;

- консолидация научного и экспертного потенциала охранной отрасли, а также наработанных методических и аналитических материалов;

- экспертная оценка связанных с охранной отраслью проектов документов и других инициатив.

Особо хочется остановиться на Концепции построения системы развития квалификаций в сфере охраны и безопасности.

Отчасти решение по её разработке связано с имеющимися деструктивными инициативами отдельных организаций, навязывающих охранному сообществу свое видение в подходах к развитию системы отраслевой квалификации, в том числе в корыстных узкокорпоративных интересах. Я имею ввиду многочисленные обращения от охранных организаций в адрес НИЦ «Безопасность» и его учредителей по вопросам содержания проекта профессионального стандарта «Специалист в области охранной деятельности», инициативно подготовленного специалистами Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

Анализ положений данного документа говорит о том, что данный документ подготовлен с целью реализации данным Фондом бизнес-проекта по организации системы платной сдачи экзаменов на соответствие требованиям данного профессионального стандарта всех без исключения работников охранных организаций, а также иных специалистов, обеспечивающих безопасность юридических лиц.

Так, в данном документе объединены все категории работников, специалистов и руководителей в одну – «специалист». При этом даже рядовой охранник и оператор пульта технических средств охранной и пожарной сигнализации имеют уровень квалификации «3».

Это означает, что после прохождения необходимого обучения и сдачи квалификационного экзамена и последующей проверки с участием представителей Росгвардии на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств, охранник обязан будет еще пройти дополнительное обучение и сдавать экзамен на соответствие требованиям профессионального стандарта в Центре оценки квалификации на платной основе.

При этом в процессе разработки документа нарушены все требования Минтруда, игнорировано мнение государственного регулятора, объединения работодателей, профессиональных союзов, подразделений ФГУП «Охрана» и ведомственной охраны. В приложенном к проекту документа списке организаций, привлекаемых к разработке профессионального стандарта содержится указание на ряд авторитетных в охранном сообществеассоциаций, эксперты которых участие в разработке даже самих подходов к формированию концепции документа не принимали.

Как я уже говорил, анализ данного документа показывает, что он разрабатывался «кулуарно», в узком кругу, без привлечения к разработке основных институтов охранного сообщества, государственного регулятора, и направлен на реализацию деструктивного для негосударственной сферы безопасности бизнес-проекта в интересах одной из групп охранных компаний.

Особое удивление вызывает то, что рассмотрение проекта стандарта проводится на площадке Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, при наличии документально оформленных инициатив от Общероссийского отраслевого объединения работодателей по созданию профильного СПК в сфере охраны и безопасности.

Это сравнимо с ситуацией, если бы мы на нашем форуме специалистов НСБ рассматривали вопросы перспективного развития русского балета или животноводства.

Предлагаю по создавшейся ситуации принять соответствующую резолюцию и направить соответствующее обращение в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, а также в иные компетентные инстанции (Минтруд, Росгвардию, Правительство РФ).

Учитывая изложенное, в конце августа текущего года силами НИЦ «Безопасность» была разработана Концепция построения системы развития квалификаций в сфере охраны и безопасности с непосредственным участием представителей объединений работодателей в сфере охраны и безопасности, отраслевых профсоюзных организаций, крупнейшей СРО «Школа без опасности», с учетом мнения государственного регулятора.

Суть сводится к тому, что независимая оценка квалификации должна сопровождать именно профессиональный рост работника.

Рядовые охранники и работники пультов реагирования на сигнальную информацию нами относятся ко 2-му квалификационному уровню и никакой независимой оценки квалификации проходить не должны.

Вот если это уже охранник, входящий в состав группы быстрого реагирования, сопровождающий ценности в ходе их перевозки, обеспечивающий защиту жизни и здоровья клиента, либо претендующий на должности старшего смены или объекта охраны, то здесь необходимо повысить свой базовый уровень подготовки и подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Также мы полагаем, что для руководящего звена охранных организаций должен быть свой профессиональный стандарт, охватывающий с 5 по 7 квалификационные уровни.

В настоящий момент мы во взаимодействии со специалистами ФГУП «Охрана» Росгвардии и подразделений ведомственной охраны прорабатываем вопросы о создании сквозного стандарта, приемлемого для всех охранных структур – как государственных, так и частных.

Указанное позволит создать единый рынок специалистов, которые будут обладать одинаковой, признаваемой всеми субъектами охранной деятельности квалификацией и, соответственно, едиными подходами к организации охраны объектов (с учетом особенностей субъекта охранной деятельности).

Концепция одобрена на Ученом совете Центра и дорабатывается с учетом изложенной выше позиции по унификации требований к субъектам охранных услуг.

Это все вопросы, которые я посчитал необходимым озвучить о работе Научно-исследовательского центра.

Спасибо за внимание!