Вчера, 24 июля, в Совете Федерации был презентован экспертный доклад "К вопросу о реформировании российского оружейного законодательства", основным посылом которого является необходимость легализации короткоствольного оружия, целью же ставится развенчание мифа об ужасах, которые ожидают страну после легализации.

Разработчиком доклада выступила группа экспертов (М.Бутина, А.Астафьев, С.Гринин, В.Кислов, В.Лесняк, И.Шмелев, А.Шелегов и др.) под руководством первого заместителя председателя Совета Федерации РФ Александра Торшина. В мероприятии приняли участие все вышеперечисленные эксперты, депутаты Государственной Думы РФ, члены Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин, Георгий Федоров, а также Дмитрий Дробницкий, Алексей Михайлов, Валерий Ашихмин, Виктор Макаров и другие.

Эта тема уже давно муссируется в СМИ и обществе, поэтому очевидна необходимость серьезного обсуждения всех положительных и, безусловно, негативных аспектов признания права граждан на вооружение короткоствольным оружием.

В зале заседания

Доклад в своем вступительном слове представил сам Александр Порфирьевич, констатировавший, что российское оружейное законодательство безнадежно устарело, и сегодня презентуется первый «рабочий» вариант документ, который будет принят за основу для последующей доработки. После того, как будут собраны все экспертные отклики, а также возможно (Торшин не исключает и такой вариант) проведен референдум по отношению общества к легализации короткоствольного оружия, осенью законопроект, возможно, поступит в нижнюю палату Парламента.

Сам доклад состоит из восьми глав на 116 страницах, где подробно рассмотрены проблемы безопасности общества и использования гражданского оружия, возможности защиты от насильственной преступности в России, рассмотрено правовое обеспечение защиты граждан и собственности, а также функционирование лицензионно-разрешительной системы. Далее речь идет о важном вопросе культуры пользования оружием и обучения, обосновывается экономическая целесообразность расширения оборота гражданского оружия. Заканчивается доклад главами о роли общественных организаций, поддерживающих идею легализации гражданского оружия, и также о международном опыте введения в оборот гражданского короткоствольного нарезного оружия.

В качестве аргументов «за» приводились данные, согласно которым, уровень преступности падает в связи с ростом единиц легального оружия в обращении. В данном случае возможность людей на вооружение преподносится как своеобразный «предупредительный» сигнал. Кроме того, по словам эксперта Шмелева, само приобретение оружия накладывает на его обладателя моральное право на обучение и осознание своей ответственности. По его словам, оружие не гарантирует безопасность, но дает возможности выйти из неприятной ситуации с минимальными потерями. Развивая обсуждение крайне важного момента, а именно - ментальности российских граждан и их готовности, Лесняк совершенно уверен в том, что «мы не самые плохие люди», многие из республик бывшего СССР, легализовав оружие, не оказались в «реках крови и убийств».

Также некоторыми экспертами рассматривается как положительный момент то, что достаточно высокая цена на оружие должна послужить своеобразным цензом, отсекающим неблагополучные слои общества от риска неправомерного использования оружия.

Поддерживая коллег, Кислов отметил, что введение короткоствольного нарезного оружия в гражданский оборот никакой революцией не является, поскольку виды оружия, совершенно легально имеющегося в данный момент на руках граждан, по своим боевым характеристикам часто не уступают тем, что предлагается к легализации.

В качестве примера из международного опыта, Александр Торшин привел ассоциацию NRA (National Riffle Association of America, членство около 4,5 млн.чел), заявив, что уже сейчас в России ведется работа по созданию аналогичной ассоциации, членство в которой будет носить смешанный или коллегиальный характер.

Комментируя обсуждение, член Общественной палаты РФ (Комиссия по проблемам безопасности граждан и взаимодействия с системой судебно-правоохранительных органов) Дмитрий Галочкин сказал следующее:

«Вопрос о легализации короткоствольного оружия является комплексным, и многие его стороны весьма неоднозначны. Есть ряд очевидных достоинств, связанных с реализацией права граждан на необходимую оборону. В то же время существуют резонные опасения повышения рисков случайного или неспровоцированного использования, доступа к оружию лиц с неуравновешенной психикой и т.п. Поэтому все будет зависеть от того, насколько детально и разумно будут проработаны все механизмы получения гражданами права на владение таким оружием.

Прежде всего, необходимо, на мой взгляд, более внимательно отнестись к правоприменению 37-й статьи УК, где говорится о пределах необходимой самообороны. Нам следует отдавать себе отчет, что времена «безоружной преступности», к сожалению, на обозримый период стали лишь историческим примером. Далее, одним из важных моментов является то, что должен отсутствовать «имущественный ценз» на владение оружием, когда прерогативой самозащиты будут обладать только обеспеченные граждане, а остальные будут его лишены.

В этом смысле право на владение оружием должно стать, по логике гражданского общества, неким несомненным достоинством, которым обладают люди, отвечающие следующим критериям:

- высокий уровень правового мышления, что подразумевает знание и исполнение законов, в т.ч. связанных с владением и использованием оружия;

- твердые навыки обращения с оружием, что должно быть обеспечено членством в стрелковом клубе или иной подобной организации, обеспечивающей требуемый уровень «внутренней дисциплины»;

- безупречная репутация, т.е. отсутствие судимостей, лишения прав на вождение а/транспорта, серьезных административных проступков и т.п.;

- подтвержденная активная социальная позиция, т.е. осознанная работа на благо общества, к примеру, участие в народных дружинах, исполнение волонтерских обязанностей, донорство, участие в органах местного самоуправления и прочее и прочее

В таком случае, предоставляя достойным гражданам право на владение оружием, общество тем самым создает дополнительный стимул к осознанию гражданской ответственности, неотъемлемой от гражданских прав. Но, повторюсь, механизмы реализации такого права должны быть максимально продуманными, чтобы множественные практические примеры формализма в реализации гражданами своих прав в других областях не стали ящиком Пандоры.

И, конечно же, такой законопроект должен подразумевать под собой закон прямого действия, без отсылочных норм, которые создают правовые лакуны или позволяют создавать механизмы для злоупотреблений.

Можно усмотреть некую аналогию с понятием «источник повышенной опасности», применяемым, например, к автотранспорту. И таким же образом рассматривать аспекты владения и использования, связанные как с получением прав на использование, так и различными моментами ответственности, гражданской и уголовной. Например, обязательная классификация даже самого факта ношения оружия в состоянии алкогольного опьянения как преступление, наказываемое лишением прав на дальнейшее ношение. И, конечно же, отягчающее обстоятельство в случае применения».

Хмелев Сергей Олегович - заместитель председателя Общероссийского профсоюза НСБ,

Галочкин Дмитрий Евгеньевич - председатель Общероссийского профсоюза НСБ,

член Общественной палаты РФ

Справка. За последние пять лет во многих странах произошли реформы в области оружейного законодательства, направленные на усиление контроля над оборотом оружия. В рамках осуществления международного проекта «Регулирование вопросов, связанных с распространением огнестрельного оружия», осуществляемого Комиссией по уголовному правосудию и судопроизводству ООН, 25 стран - членов ООН сообщили о внесенных за последние пять лет изменениях и дополнениях в законодательные или нормативные правовые акты, касающиеся владения гражданскими лицами огнестрельным оружием, включая введение новых требований при выдаче лицензий, предоставление более подробных сведений при подаче заявлений на получение лицензий, обучение правилам безопасного обращения с оружием, прохождение психологических тестов для получения права на приобретение лицензии, а также введение более строгих наказаний за совершение правонарушений, связанных с огнестрельным оружием.

При этом в большинстве стран разрешено владение ручным огнестрельным оружием с целью охоты, стрельбы по мишеням, коллекционирования, защиты личности и имущества. В ряде государств Западной Европы и американского континента гражданам предоставлено законом право на приобретение огнестрельного оружия, в том числе пистолетов и револьверов, а в иных странах и боевого оружия (Швейцария) в целях самообороны. В восьми государствах не существует никаких запретов на владение любыми типами гражданского огнестрельного оружия (Буркина-Фасо, Дания, Германия, Замбия, Швейцария, Уганда, Румыния, Финляндия). В других же странах (Япония) граждане подобного права лишены. Абсолютный запрет на все виды гражданского огнестрельного оружия предусматривают законодательства двух государств – это Люксембург и Малайзия.

Количественные показатели по огнестрельному оружию, находящемуся в частном владении в разных странах, весьма различны. Например, доля индивидуальных владельцев огнестрельного оружия в среднем колеблется от менее одного (Тунис, Сингапур) до более 120 (Германия) на 1000 человек.

Число единиц огнестрельного оружия разнится от менее одного (Тунис, Сингапур, Уганда) до 400 (Финляндия) на 1000 человек. Процент домашних хозяйств, имеющих как минимум одну единицу огнестрельного оружия, колеблется от 0,01% (Буркина-Фасо, Уганда, Япония) до 50% (Финляндия).

При этом в большинстве государств (в 39 из 50 опрошенных комиссией ООН) для приобретения любых типов огнестрельного оружия требуется оформление соответствующей лицензии.

В большинстве стран приобретение огнестрельного оружия запрещено или ограничено в зависимости от возраста заявителя (в 46 государствах), наличия у заявителя уголовного прошлого (в 48 государствах), состояния психического здоровья (в 41 государстве) либо в зависимости от того, были ли замечены за данным лицом проявления насилия в семье (в 32 государствах).

Во всех 50 государствах имеется соответствующая система административного учета владельцев огнестрельного оружия, в 24 из них такая система действует на национальном уровне, в остальных странах - на региональном. В 14 странах система учета автоматизирована. Ни одно из государств не сообщало о наличии открытого доступа к данной системе. Самыми вооруженными обществами в мире (по количеству единиц оружия на душу населения), безусловно, являются такие страны, как США, Германия, Франция, Финляндия, Швейцария. Однако большинство независимых специалистов сходятся во мнении, что число незаконно приобретаемого оружия (и в некоторых из этих стран) напрямую связано с ужесточением оружейного законодательства. Ограничение на возможность легального приобретения оружия провоцирует преступления и преступный бизнес.