Качество подготовки персонала охранных предприятий и требования, которые должны предъявляться к охраннику в профессиональном плане, покоятся, на наш взгляд, на трех китах.

Во-первых, очень важно, чем гражданин занимался до того, как решил стать частным охранником (срочная служба в Российской армии, работа в правоохранительных органах, самостоятельная спортивная подготовка, полученное образование, уровень интеллекта). Все это определяет базу для выбора профессии и объем программ обучения.

Во-вторых, обязательная специальная подготовка, которую должен проходить каждый соискатель перед сдачей квалификационного экзамена. Улучшение качества подготовки охранников – в этом заинтересованы и НОУ, и подразделения лицензионно-разрешительной службы.

В-третьих, профессиональное обучение в ЧОПе, которое предусматривает получение дополнительных знаний по специализации в избранных видах охраны, и ежедневный инструктаж перед заступленнием на пост, в котором до каждого охранника доводится оценка оперативной обстановки в районе, городе, округе, субъекте Федерации по линии борьбы с преступлениями на охраняемой категории объектов. Содержательность инструктажей – один из главных факторов повышения профессионального уровня охранника. От качества проведения инструктажей и полноты доводящейся информации зависит отдача охранников в работе на посту, уровень взаимодействия с органами внутренних дел, уровень эффективности профилактики преступлений. Вам, конечно, известно, что инструктаж постовых милиционеров проводится с использованием телефонограмм и ориентировок, поступающих во множестве в дежурную часть ОВД.

Вопрос наполняемости инструктажей эффективной информацией напрямую зависит от указаний высшего руководства Министерства внутренних дел. Важность проведения инструктажа оспаривать сложно.

Охранник, заступающий на пост в ювелирном магазине, не сможет правильно строить свою работу без получения информации обо всех деталях преступлений, совершенных в других ювелирных магазинах в районе, городе, округе, субъекте Федерации, по всей России, а где руководство ЧОПа может получить эти детали?

Охранник, занятый обеспечением безопасности денежных средств при их транспортировке, должен скрупулезно изучать все новые способы нападения и защиты, узнавать об успешных действиях коллег по отражению нападений.

Охраннику, работающему в офисном центре, где собственник решил установить платежный терминал, необходимо знать обо всех совершаемых различными способами налетах, взломах, увозах из зданий этих аппаратов. Если у руководителей нет возможности ознакомиться в накопительных базах с преступлениями и происшествиями, происшедшими за последние несколько дней, нет доступа к информации о случаях рейдерских захватов, неблаговидных действиях частных охранных предприятий или отдельных охранников, то они, следовательно, не могут донести ее до своих сотрудников для того, чтобы обратить их внимание на определенные положения инструкции или предложить им новые вводные по охране объекта. Частный охранник, не знающий, что происходит вокруг, превращается в «деревянного солдата», болванчика, роль которого сводится к присутствию на объекте. О каком потенциале 745 тысяч охранников в таком случае может идти речь?

Для офицерского состава оперативных служб милиции в учебных заведениях МВД преподается секретная спецдисциплина: оперативно-разыскная деятельность. Никто в России не озаботился введением на курсах для директоров ЧОПов подобной незакрытой дисциплины или хотя бы разработкой теоретической части для охранной деятельности как для вполне состоявшейся отрасли.

То же можно сказать о ненаписанном до сих пор разделе о необходимости и способах получения информации для обеспечения безопасности охраняемых объектов, который стал бы составной частью общей теории охранной деятельности.

Насколько полным и качественным будет инструктаж, таким и будет уровень готовности к службе частного охранника. Предупрежден - значит вооружен! Если охранник «не в курсе происходящего» за стенами объекта и внутри его, то такое расслабленное состояние непременно аукнется. Конечно, он может, отчего-то проснувшись среди ночи, случайным образом предотвратить кражу или нападение, но это только, если повезет. Чаще – не просыпаются и не везет! Может, поэтому процент отбитых посягательств на охраняемую собственность остается весьма низок. А о чем говорить на инструктаже, если директор ЧОПа вынужден работать, полагаясь только на свое чутье и свой опыт, когда он об ограблении соседнего офиса узнает из газет?

Информация и статистика о преступлениях и административных нарушениях не является секретной. Кроме разве что полных установочных данных на лиц, их совершивших, до осуждения виновных. Непредоставление подобной информации – не что иное, как способ манипулирования общественным сознанием. Частная охрана еще не обращалась официально за системным предоставлением информации и, следовательно, отказа не получала. В отчетных справках для руководителей УЛРР на местах (в субъектах Федерации) с некоторых пор постоянно размещается интересующая частную охрану информация. Правда, ее недостаточно для использования в ежедневном рабочем инструктаже охранников. А по полноте и качеству доступной информации можно судить о том, как воспринимают отрасль. Получая буквально обрывки информации, можем ли мы считать себя равноправными партнерами в обеспечении общественного порядка?

*Для сравнения: в феврале 1917 года в военном Петрограде в штате состояло 3300 полицейских.

Может ли служить информация second hand основой развития доверия и эффективных рабочих взаимоотношений на благо общему делу? Что органы внутренних дел вкладывают в понятие «взаимодействие ОВД и охранно-сыскных структур», есть ли единый подход и четкое определение этого взаимодействия? Мы можем выделить следующие факторы взаимодействия:

- совместное с работниками полиции проведение любой профессиональной деятельности на охраняемых объектах по заключенным договорам с пользователями охранных услуг с целью предотвращения и раскрытия посягательств на охраняемую собственность и иные ценности, входящие в предмет договоров (что и составит, собственно, суть взаимодействия). Совместные группы – куплет из этой же песни;

- содействие органам внутренних дел в выявлении нарушений закона и порядка за пределами территорий постов, где договорная юридическая основа деятельности частных охранных предприятий отсутствует, в связи с чем личное участие охранников невозможно; при обращении с предложениями о содействии в обеспечении порядка при проведении общественных и социально значимых мероприятий по отдельным возмездным договорам, заключаемым с компетентным органом общественного самоуправления;

- взаимное информирование обоих равных партнеров о совершаемых и подготавливаемых на всей административной территории (района, округа, города, субъекта Федерации) преступлениях, аналогичные которым могут быть совершены на охраняемых ЧОПом объектах, о лицах, их совершивших, а также о нарушениях лицензионных требований и условий, допущенных ЧОПами и их охранниками. Последняя категория информирования требуется и для правильной постановки работы по подбору, отбору, воспитанию и проверке кадров.

При этом личный состав ЧОПов в свою очередь информирует сотрудников ОВД как обо всех подготавливаемых и совершенных преступлениях и выявленных подозреваемых лицах по месту расположения охраняемых объектов, так и по месту пребывания каждого охранника.  Лучшим историческим примером взаимодействия, построенного на взаимном информировании, явилась деятельность дружин народной охраны, организованных Союзом русского народа после объявления манифеста от 17 октября 1905 года. Члены дружин народной охраны, насчитывавшие до четырехсот тысяч человек, информировали полицию о прибытии подозрительных лиц, не проживающих постоянно в данной местности, об их перемещениях и связях. Информация поступала из сектора частного домовладения от торговцев и дворников, с постоялых дворов, из трактиров, от кучеров и проводников подвижного состава. Сотни транспортов с оружием, подпольных типографий нелегальной литературы, динамитных лабораторий и боевиков-нелегалов были выявлены по всей империи и захвачены полицией благодаря информации дружинников. Под ногами социалистов всех мастей и террористов земля горела. Революционеры назвали совместную работу крупнейшей в России общественной организации и полицейских служб «наступлением реакции».

Только недовольство населения участием в Первой мировой войне и ослабление государства позволило организовать переворот через политический экспорт, проведенный международным финансово-олигархическим капиталом*. Силы, ставившие целью захват контроля над национальными богатствами страны, обесценили проведенную колоссальную правоохранительную работу. Исторический опыт широкого взаимодействия сил охраны порядка и различных форм народной самообороны ждет своего часа, чтобы обуздать тотальное наступление уголовной преступности.

Решающей формой взаимодействия было и остается двустороннее информирование, строящееся на обоюдном доверии. Однако по настоящее время информирование если и ведется, то бессистемно, без учета специфики охраняемых каждым ЧОПом объектов и территорий, без учета насущных нужд необходимой профилактики преступлений. Вполне объективно можно констатировать: необходимого для работы информирования ЧОПов со стороны органов внутренних дел нет.

В связи с острым дефицитом и недоступностью для «частника» прямых каналов получения информации сложилась недопустимая практика, когда усеченную информацию, необходимую для ежедневного качественного инструктажа нарядов и принятия безотлагательных организационно-профилактических мер, ЧОПы получают только из интернет-порталов, пытающихся в меру своих возможностей помочь ЧОПам правильно построить работу. Но и сотрудники порталов сами не имеют прямого доступа к информации и получают ее… из новостных сообщений ежедневных газет и сайтов в Интернете! Точно так же работники редакций других профильных порталов получают информацию для своих публикаций не от лицензирующих органов и даже не из пресс-центров (за исключением редких пресс-релизов по случаю брифингов или открытых совещаний), а из многих открытых источников.

Криминальные новости, как правило, готовятся журналистами общего профиля, которые не владеют особенностями многослойной криминальной тематики. Говорить об узкой специализации в частной охранной и сыскной деятельности вовсе не приходится: таковых журналистов, во всяком случае в центральных СМИ, попросту НЕТ.

Как вы понимаете, и в новостные сообщения необходимая для ЧОПов информация доходит в искаженном и усеченном виде. По принципу: ешьте, что дают. С отсутствием необходимых ЧОПам подробностей о способах совершения преступлений, используемых орудиях и средствах и т.д. При подаче информации такого рода мы, профессионалы, приравниваемся к обывателю с улицы, к домохозяйке с кухни…

Коль скоро мы формируем «новый образ» частного охранника, необходимы и новые подходы. Соответственно необходим коренной пересмотр порядка предоставления разовой, общей, справочной и аналитической информации, важной для организации успешного взаимодействия на охраняемых объектах. Время покажет, будут ли негосударственные структуры безопасности для МВД предметом second hand или желательными равноправными партнерами…