В настоящее время весьма распространены нарушения законодательства об авторских правах при использовании программного обеспечения. В данной статье речь пойдет об основаниях проведения соответствующих проверок организаций со стороны правоохранительных органов. Кроме того, мы дадим некоторые рекомендации тем, к кому приходят проверяющие.
Основания проведения проверки
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 150 и п. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное расследование по составам ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав» проводится в форме предварительного следствия сотрудниками Следственного комитета РФ.
Следователь СК имеет право возбуждать уголовное дело по данной статье при наличии одного из поводов:
- заявления о преступлении,
- явки с повинной, либо сообщения о преступлении, полученном из иных источников (о чем составляется рапорт сотрудниками органов внутренних дел). Согласно п. 43 ст. 5 УПК РФ сообщением о преступлении является заявление о преступлении, явка с повинной и рапорт об обнаружении преступления.
Исходя из требований ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть письменным (подписывается заявителем) или устным (заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление). Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих его личность. Анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Если сообщение о преступлении было подано не следователю, лицо, его получившее, направляет ему это сообщение (подл. 3 п. 1 ст. 145 УПК РФ).
Согласно статье 144 УПК РФ следователь обязан принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и вынести по нему решение в срок от 3 до 30 суток. При проверке сообщения следователь вправе требовать проведения документальных проверок, ревизий, а также привлекать к участию в них специалистов.
Оперативно-розыскные мероприятия
По поручению следователя органом дознания могут быть проведены оперативно-розыскные мероприятия, целью которых является собирание доказательств для возбуждения уголовного дела или по уголовному делу для стороны обвинения.
Порядок проведения ОРМ регламентирован УПК РФ и Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно статье 11 Закона об ОРД результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Между тем КС РФ указал: «...под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление. Когда же в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об ином виде правонарушения, то<...> проведение оперативно-розыскного мероприятия •<... > должно быть прекращено» (Определение от 22.04.2005 № 198-О).
Статья 6 Закона об ОРД приводит исчерпывающий перечень ОРМ. Одним из них является исследование предметов и документов (п. 5), которое может проводиться при собирании доказательств по уголовному делу в отношении нарушений авторских прав (в частности, на ПО). Права органа дознания по проведению ОРМ закреплены в ст. 15 Закона об ОРД.
Особо следует обратить внимание на то, что «при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право <... >производить <...> изъятие документов, предметов, материалов». Это означает, что орган дознания вправе проводить изъятие жестких дисков компьютера. И далее: «В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации».
Правила составления протокола указаны в ст. 166 УПК РФ. Если лицо отказывается его подписывать, следователь указывает это в протоколе за подписью иных лиц, участвующих в проведении процессуального действия (ст. 167 УПК РФ).
Предметы, изъятые в ходе проведения ОРМ в рамках возбужденного уголовного дела, будут использоваться в качестве вещественных доказательств (ст. 81 УПК РФ). О приобщении к делу вещественных доказательств следователь выносит постановление.
При вынесении приговора или прекращении уголовного дела судьба вещественных доказательств решается согласно п. 3 ст. 81 УПК РФ. Их хранение осуществляется исходя из ст. 82 УПК РФ.
Подведем итог. Проверка на предмет выявления нарушения законодательства об авторских правах при использовании ПО проводится:
— сотрудниками ОВД только на основании должным образом оформленного поручения следователя СК;
— в рамках решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 146 УК РФ в течение определенного срока (от 3 до 30 суток), если поступило сообщение о преступлении.
Кроме того, при проведении проверки допускается изъятие документов и предметов (оборудования) с составлением соответствующего протокола (ст. 15 Закона об ОРД). Такие следственные действия, как обыск и выемка, возможны только при наличии возбужденного уголовного дела. К участию в проведении проверки могут быть привлечены специалисты.
Рекомендации организациям
Организациям, куда нагрянули с проверкой государственные органы, можно порекомендовать следующее.
Во-первых, следует провести разъяснительную работу среди работников о возможных проверках и о порядке их проведения. Персонал организации не должен своими действиями (бездействием) создавать нездоровую обстановку при проведении проверок, в частности грубить сотрудникам, проводящим проверку, необоснованно отказывать в доступе к оборудованию или создавать им иные препятствия.
Во-вторых, — и это очень важно — необходимо приказом по организации назначить ответственного сотрудника, который будет уполномочен присутствовать при проведении проверок. Данный сотрудник обязан:
— знать порядок проведения проверок, права и обязанности проверяющих лиц, предъявляемые ими документы, права и обязанности организации;
— проверять законность проведения проверок (полномочия проверяющих лиц, правильность составления документов и т. п.);
— озвучивать выявленные нарушения проверяющим лицам в случае если они их допустят. При этом отметим, что любые действия (например, отказ в допуске на территорию или в предоставлении запрашиваемых документов) должны быть обоснованными, иначе они могут повлечь административную или уголовную ответственность;
- фиксировать нарушения со стороны проверяющих органов, с тем чтобы организация в дальнейшем могла обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или в суд, а также потребовать возмещения убытков (если таковые имеются).
В заключение отметим, что лучшее подспорье в работе ответственному сотруднику — знание того, что его организация действительно владеет ПО на законных основаниях. Это позволит ему действовать по принципу «если все законно, то опасаться нечего».
Для того чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности за использование нелицензионного ПО, следует принять превентивные меры в организации по наладке системы управления программными активами. Сегодня общемировое признание получила так называемая технология управления программными активами (Software Asset Management), в которой одним из ключевых факторов является фактор юридической чистоты используемого ПО. Если организация не уверена в правомерности использования того или иного ПО, необходимо провести инвентаризацию используемого программного обеспечения, а также аудит документации, подтверждающей легальность его использования.
Два результата, полученных в ходе этих аудитов, нужно сопоставить друг с другом, из чего будет четко понятно, какое из задействованного ПО подтверждено документами о приобретении, а какое ПО находится, скажем так, в зоне риска.
Если организация встретится с проверкой в этой области, то, предоставив всю документацию правоохранительным органам, она покажет, что озабочена учетом ПО и документов на него, уделяет этому вопросу достаточное внимание. Это продемонстрирует добросовестность самой организации и минимизирует риски привлечения к ответственности.
Печатается с сокращениями.
Автор – к.ю.н., директор по правовому обеспечению компании Softline, руководитель Департамента управления лицензиями.
«Юридическая газета», май 2011