Эксперт в военной области Михаил Ходаренок проанализировал детали разрабатываемого Невским ПКБ плана возможного создания нового универсального морского комплекса (УМК) на единой платформе. Конструкторы преподносят его как совершенно инновационный вид военной техники морского базирования.

По их словам, его отличие состоит в многофункциональности. На базе «Варана» появляется возможность сделать ряд крупных надводных судов, таких как авианосцы, транспортные и госпитальные корабли, суда обеспечения зоны Арктики и т. п.

УМК – это высокоавтоматизированный корабль-авианосец, имеющий на борту системы робототехники. На платформе водоизмещением 45000 тонн способны разместиться более 20 самолетов вроде МиГ-29К, 6 вертолетов, около 20 беспилотников. Размеры судна: длина 250 метров, ширина 65 метров, осадка 9 метров. Корабль способен развивать скорость до 26 узлов. 

В проекте предусмотрено модульное строительство, что обеспечит короткий срок введения в строй. Для уменьшения времени создания и стоимости ремонтных работ при эксплуатации используется встроенное в главные блоки комплекса оборудование.

В данный момент пока разработан аванпроект УМК, а его основные элементы сейчас проектируются. 

Михаил Ходаренок подчеркивает, что инициатором создания «Варана» является Невское ПКБ. Соответственно, нет заказа от Минобороны, как нет и финансирования. 

Питерские конструкторы отмечают, что ни в одном государстве сейчас нет аналогичных технических средств. Известно о строительстве многофункциональных десантных кораблей универсального действия, но нет никаких комплексов, имеющих в основе унифицированную платформу и имеющих в составе стандартные компоненты. 

От авианосцев до плавающих островов

Невское ПКБ и ранее объявляло о создании выдающихся проектов. Так, одной из его инициатив было проектирование конструкции плавающих аэродромов и даже островов. В стране уже имеется ряд проектов авианосцев, которые так и не реализованы. 

Широкий резонанс вызвало известие о разработке в рамках программы 23000 «Шторм». Крыловский ГНИЦ сконструировал тяжелый авианосец многоцелевого использования, который мог оказаться весьма перспективным. Размеры судна впечатляют: длина – 330 метров, ширина – 40 метров, осадка – 11 метров. Водоизмещение – менее 100 тысяч т. Корабль имеет возможность работать в арктических водах. На его борту помещается 70-90 единиц авиационной техники, в том числе Су-57.

Следующий проект, названный «Ламантин» и имеющий №11430Э, анонсировался в 2019 году в северной столице на выставке. Его разработчиком также являлось Невское ПКБ.

Согласно проектной документации, предполагаемая длина судна равнялась 350 м, водоизмещение – 90 тысяч тонн. Была заявлена практически неограниченная дальность плавания. Срок эксплуатации – до 50 лет. На полетной палубе должен был быть установлен трамплин на два самолета, оснащенный электромагнитными катапультирующими устройствами для обеспечения эксплуатации самолетов ДРЛО, а также всех типов истребителей. 

Также проектом предусматривалось строительство угловой палубы с 4 тросами аэрофинишера и позициями для старта, смещенной вправо надстройки и большой ангарной палубы для авиации.

На авианосце планировалось разместить 2800 членов экипажа и 800 человек авиаподразделения, обслуживающего до 60 единиц авиационной техники. Для некоторых работ предусмотрены вертолеты. Обеспечена работа 10 беспилотников. Предполагаемая автономность – 120 дней. Максимальную скорость до 30 узлов и высокую боевую мощь должна была обеспечивать ядерная энергетическая установка. 

Таким образом, всего около месяца назад питерские конструкторы анонсировали даже не авианосец, а нечто похожее на плавающий остров или аэродром. Но, так и не разработав проект до конца, они начали создавать новый уникальный объект – «Варан». 

Наработки, которые актуальны на сегодня 

Летом в Керчи были заложены два десантных судна, «Митрофан Москаленко» и «Иван Рогов», призванные встать на вооружение ВМФ РФ. На церемонии присутствовал президент. 

Разработкой проекта под №23900 занималось ПКБ из Зеленодольска. Он был презентован 9 января прошлого года. Целью конструкторов стала замена универсального десантного судна «Мистраль». До 2014 года эти корабли строились во Франции, но затем их создание было прекращено.

Судостроительный завод «Залив» в марте прошлого года начал закупать необходимый для строительства металл, а в мае был подписан контракт между Минобороны и керченскими судостроителями примерной стоимостью 100 миллиардов рублей. 

Проект предусматривает постройку кораблей с использованием отдельно созданных блоков и модулей. Готовые крупные элементы будут соединяться в единое целое. Бронирование бортов корпуса не предусмотрено. 

На корабле имеется доковая камера, через которую будет происходить десантирование. Также для него можно использовать специальные бортовые люки и палубу для вертолетов. Для осуществления командования во время крупных операций вдали от России оборудуется отдельное помещение штаба. 

УДК имеют водоизмещение 25000 тонн, длина – 220 метров. На борту можно разместить 2 подразделения морских пехотинцев (900 человек) и свыше 20 больших вертолетов. 

Согласно планам, корабли начнут действовать в составе ВМФ РФ в период с 2027 по 2028 года. Как указывает эксперт, корабли подобного класса в постсоветское время не строились. Он говорит, что в настоящее время входящие в состав ВМФ России большие десантные корабли устарели как морально, так и технически, и требуется срочная модернизация средств десантирования. Поэтому необходимо построить два новых судна, а затем заняться строительством флотилии УДК. 

Исходя из всего этого, Михаил Ходаренок считает нецелесообразным заниматься сейчас разработкой абсолютно нового проекта, в том числе и по финансовым соображениям. По его мнению, «Варан» так и останется нереализованным.