По материалам ФПА РФ. Ссылка на необходимость за год изучить 14 миллионов аудиофайлов является попыткой затянуть судебное разбирательство

Европейский суд по правам человека не нашел нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод в деле «Рук против Германии» (жалоба № 1586/15). Палата ЕСПЧ единогласно пришла к выводу об отсутствии нарушения пункта 1 статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) в совокупности со статьей 6, п. 3 (b) (право на достаточное время и возможности для подготовки защиты). Член Совета ФПА РФ, советник ФПА РФ Елена Авакян согласилась с решением ЕСПЧ по сути, но высказала опасение, что оно может стать нехорошим прецедентом для аналогичных дел.

В решении по делу Майкла Рука против Германии ЕСПЧ провозгласил, что разбирательство в целом было справедливым, поскольку защита имела достаточный доступ к материалам и достаточно времени, чтобы ознакомиться с данными наблюдения за телекоммуникациями и электронными файлами для подготовки к судебному разбирательству по уголовному делу, в ходе которого было собрано около 80 000 единиц данных наблюдения за телекоммуникациями и изъято 14 миллионов электронных файлов.

Гражданин Германии Майкл Рук был старшим менеджером, управляющим директором крупного ритейлера потребительской электроники. Уголовное дело против Майкла Рука за взяточничество в коммерческой деятельности возбуждено в феврале 2011 г. прокуратурой Аугсбурга. В ходе расследования проводилось широкомасштабное телекоммуникационное наблюдение, записаны около 45 000 телефонных звонков и около 34 000 текстовых сообщений. А во время обысков дома Рука и других помещений изъяли около 14 миллионов электронных файлов.

В ноябре 2011 г. Майкл Рук был взят под стражу и его адвокату предоставили около 1100 электронных файлов и стенограммы 28 телефонных разговоров, которые были сочтены относящимися к делу, распечатаны и включены в материалы дела.

В феврале 2012 г. прокуратура предъявила Руку обвинение в получении взятки в коммерческой деятельности. В марте 2012 г. адвокат подал заявление об ознакомлении с материалами дела и предоставлении ему копии всех аудиофайлов, а в апреле попросил предоставить ему копию 14 миллионов изъятых электронных файлов. Прокуратура разрешила ему прослушать эти записи в помещении уголовной полиции. В мае 2012 г. ему был предоставлен жесткий диск с зашифрованными электронными файлами, а затем, после нового запроса адвоката, он получил диски с электронными файлами, которые можно было прочитать с помощью бесплатного программного обеспечения.

В декабре 2012 г. Рук признан виновным. В апелляции на решение суда утверждалось, что у Рука и его адвоката не имелось достаточного времени, чтобы просмотреть все предоставленные электронные файлы. Однако эти требования были отвергнуты в апелляционной инстанции. В июне 2014 г. не поддержал Рука и Федеральный конституционный суд ФРГ, после чего была направлена жалоба в Европейский суд по правам человека.

ЕСПЧ указал, что на протяжении всего разбирательства власти предоставляли адвокату Рука доступ к материалам дела, причем во время самого судебного разбирательства ни сам Рук, ни его адвокат не ссылались на недостаточность времени для ознакомления с документами. Этот аргумент был использован лишь в апелляционной жалобе. ЕСПЧ указал, что первоначальный доступ к документам был предоставлен в ноябре 2011 г., а судебное разбирательство началось в июне 2012 г. и продолжалось до декабря 2012 г. И все это время у адвоката имелся практически неограниченный доступ к файлам.

К тому же из огромного объема данных, собранных в ходе расследования, лишь незначительную часть материалов включили в материалы дела. Остальные данные сочли не соответствующими обвинениям со стороны следственных органов и следствие на них не ссылалось.

Европейский Суд установил, что ввиду сложности рассматриваемого уголовного разбирательства не было необходимости позволять адвокату Рука читать каждое сообщение и прослушивать каждый файл. Скорее, было бы достаточно дать адвокату эффективную возможность проанализировать файлы на предмет их относимости к делу. Кроме того, сам Рук прекрасно знал, какие именно телекоммуникационные данные следует искать, что могло значительно сократить время их поиска. Соответственно, не было нарушения названных выше пунктов Конвенции.

ЕСПЧ также напомнил, что при современных методах расследования могут быть использованы огромные объемы данных, включение которых в уголовное производство не должно приводить к ненужным задержкам в рассмотрении дел.

Член Совета ФПА РФ, советник ФПА РФ Елена Авакян считает такое решение ЕСПЧ вполне обоснованным, поскольку в данном случае адвокаты умышленно затягивали процесс.

«Понятно, что человек не в состоянии отсмотреть и прослушать 14 миллионов файлов. Даже не предполагалось, что такой массив данных будет внимательно изучен. Существует порядок оценки относимых и допустимых доказательств, есть специальные программы, которые позволяют по ключевым словам отобрать доказательства, имеющие отношение к делу. Очевидно, что часть доказательств при этом останется “за бортом”.

Адвокат не доказывает невиновность доверителя, он доказывает отсутствие вины. И для этого опровергает сведения, доказывающие вину. При этом не обязательно изучать все файлы, нужно исследовать окрестную переписку, чтобы убедить суд, что то или иное доказательство вырвано из контекста и не подтверждает факты, которые вменяются в вину. Поэтому в данном случае ссылка, что адвокату не дали возможность изучить 14 миллионов файлов, несостоятельна. Среди них, наверняка, огромное количество служебных файлов, вообще не относящихся к делу», – отметила Елена Авакян.

По ее словам, «очень обидно, что вопрос доказывания необходимости предоставления дополнительного времени на ознакомление с документами оказался поднятым именно в таком деле». Но еще хуже, что «это дело сформировало прецедент. Теперь правоохранительные органы всех стран мира будут ссылаться на это дело, доказывая, что и не нужно было предоставлять дополнительное время, поскольку так постановил ЕСПЧ». Хотя на самом деле, как обратила внимание советник ФПА РФ, Европейский Суд заявил лишь о недопустимости злоупотребления правом, сказав, что целого года вполне достаточно для ознакомления с любыми материалами.

«Главное, чтобы это не стало поводом для крайне нежелательной практики», – резюмировала Елена Авакян. При этом она заметила, что в расследовании современных преступлений нередко приходится оперировать огромным массивом данных. И не только судьям, но и адвокатам нужно научиться «отсеивать» из этого массива именно те доказательства, которые были положены в основу обвинения, анализировать именно эти документы и находить с их помощью аргументы в пользу своих подзащитных.

Источник: ФПА РФ

ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК