В Общественной палате РФ 26 февраля прошел круглый стол Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии на тему «Роль России в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке».

В последнее время Ближний Восток и Северная Африка находятся в центре международной повестки, и Россия играет важнейшую роль в урегулировании конфликтов в этом регионе, заявил заместитель Секретаря Общественной палаты РФ, председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии Сергей Орджоникидзе.

«На Ближнем Востоке и в Северной Африке без России невозможно решить ни один по-настоящему сложный вопрос. Наша страна играет ключевую роль в сирийском урегулировании, в переговорах по ситуации в Ливии. Мнение и позиция России учитываются всеми региональными игроками. Россия, ведя диалог со всеми участниками различных региональных процессов, демонстрирует прагматичный подход и приверженность идее полицентричности, требующей уважения интересов всех государств», — заявил он.

При этом одной из ключевых задач остается сдерживание и ослабление исламского экстремизма, радикализма, которые сегодня представляют угрозу для многих стран мира, подчеркнул Орджоникидзе.

Результаты геополитической инженерии Запада ощущаются не только в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, но и по всему миру: растет число беженцев, внутренне перемещенных лиц и нелегальных мигрантов, процветает незаконный оборот оружия, наркотиков, торговля людьми — все это представляет серьезную угрозу мировой безопасности и интересам России, поддержал коллегу заместитель министра иностранных дел РФ, специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов.

По его мнению, ключевым фактором роста нестабильности на Ближнем Востоке остается неурегулированность палестинско-израильского конфликта, рост таких опасных тенденций, как признание администрацией Трампа суверенитета Израиля над Голанскими высотами, перенос посольства США в Иерусалим, признание легитимности израильских поселений на западном берегу реки Иордан, наконец, пресловутая «сделка века» по ближневосточному урегулированию.

«Думаю, что американская инициатива не приблизит перспективу достижения прочного ближневосточного урегулирования. Единственный плюс в том, что палестинская проблема, долгое время находившаяся на втором плане, сегодня вновь оказалась в фокусе мировой политики», — говорит Богданов.

Дипломат поддержал идею, отраженную в резолюции заседания министров иностранных дел Лиги арабских государств, о необходимости проведения многосторонних переговоров при участии международных посредников, в том числе России.

Михаил Богданов затронул тему сирийского урегулирования, среди приоритетных задач — урегулирование ситуации вокруг Идлиба, восстановление территориальной целостности страны, нормализация отношений с государствами региона, выход из международной изоляции, улучшение социально-экономического положения, помощь с возвращением беженцев. Укрепление сирийской государственности отвечает интересам стран — соседей Сирии, региона и мирового сообщества в целом, считает он.

Кроме того, он высказал мнение о недостаточной координации усилий мирового сообщества по содействию урегулированию ливийского кризиса.

«Несмотря на неоднозначность ситуации, мы считаем, что примирение в Ливии может быть достигнуто. Ливийским сторонам уже удалось договориться по таким важным моментам, как приверженность суверенитету и целостности территории Ливии, неприемлемости внешнего вмешательства, готовности к борьбе с терроризмом, к осуществлению обменом пленными между двумя конфликтующими сторонами. Но еще существуют большие противоречия и отсутствие доверия», — отметил он.

Восстановлению доверия могут способствовать общественные организации. Председатель одной из них — Ассоциации российских дипломатов — Погос Акопов заявил о принятии ассоциацией решения о создании «Общества друзей Ливии» и направлении этого решения на согласование в МИД России.

Руководитель секции Ближнего Востока и Северной Африки НИУ ВШЭ, помощник заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Андрей Бакланов поделился другим примером участия общественности в процессах урегулирования, так называемого второго трека. По результатам экспертных консультаций с американскими партнерами он отметил, что в США назревает переоценка политики на Ближнем Востоке, например относительно эффективности финансовых вложений в регион. Бакланов добавил, что, несмотря на критическую оценку этой политики, от силовой линии США отказываться не собираются.

Аналитик Центра ближневосточных исследований МГИМО МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол Вениамин Попов затронул проблему информационного сопровождения политики России на Ближнем Востоке и в Северной Африке. По его мнению, существующие информационные ресурсы недостаточно эффективно доносят до арабской аудитории вклад России в урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и Северной Африке.

«В плане подачи мы сильно проигрываем. Мы разгромили самый опасный исламский халифат и должны говорить всем мусульманам, что мы спасли их от того, что экстремисты могли захватить эту великую, глобальную религию, похитить ее», — убежден он.

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин отметил, что в настоящее время Россия при принятии решения об участии в том или ином конфликте руководствуется не только стремлением его урегулировать, но и своими национальными интересами.

«Россия заняла достаточно ясную и прагматичную позицию. Этим объясняется реакция наших “партеров” на присутствие России в арабских странах. Поменялось и отношение жителей этих стран: они смотрят на представителей российских структур как на тех людей, которые могут наводить порядок», — утверждает член ОП РФ.

Говоря о влиянии мягкой силы, Михаил Аничкин озвучил идею создания общественных приемных общественных палат при посольствах России в ряде стран. Эксперты поддержали эту идею, при этом отметив, что идея нуждается в дополнительной проработке. Участники дискуссии отметили, что публичная дипломатия будет приобретать все больший вес и работу по ее каналам необходимо усиливать.

Ссылка на источник