Общепризнанным в мире создателем динамического способа защиты считается немецкий разработчик Манфред Хельд. Однако сам М.Хельд, посетив в начале 90-х годов НИИ Стали, признал, что приоритет в этом способе защиты следует отдать разработчикам из России. В этом его убедили отчеты по изучению влияния взрыва на кумулятивную струю, сделанные еще в середине сороковых годов учеными из МФТИ и начальником лаборатории испытаний НИИ Стали С.В.Журавлевым. Официальный приоритет в области динамической защиты, зафиксированный патентами, принадлежит, однако, американским ученым. Первые заявки по конструктивному исполнению ДЗ были поданы США в 1967 году.

К началу 80-х годов Германия уже имела опытные образцы динамической защиты, которые компоновались на танке МВТ-70 (рис.2.). Широким фронтом велись работы по ДЗ и в нашей стране. Основной причиной, не позволившей России получить приоритет в использовании ДЗ, было жесткое неприятие высшим руководством Министерства обороны этого вида защиты. Главный маршал бронетанковых войск А.Х.Бабаджанян рассматривал танк, в том числе и как средство для доставки пехоты к полю боя, а ДЗ со взрывчаткой на броне не вписывалась в эту концепцию.

Официальные работы по динамической защите в НИИ Стали начались в 1963 году, когда в отделе перспективных разработок создается отдельная лаборатория, в задачу которой входило исследование способов защиты с использованием энергии взрывчатых веществ. Работы по ДЗ были поручены А.И.Платову. В 1969 году под его руководством был разработан, изготовлен и успешно испытан макет литого ребристого носового узла корпуса танка с ДЗ типа «Рамка». Фактически это был прототип динамической защиты «Блэйзер», примененной Израилем спустя 13 лет. В 1978 году это направление выделилось в самостоятельный отдел, который возглавил будущий директор НИИ Стали Д.А.Рототаев.

Ни США, ни Германии, ни России не удалось первыми принять эту защиту на вооружение, установить ее на танки и применить в реальных боевых действиях. Впервые она была применена Израилем в 1982 году во время боевых действий на Ближнем Востоке. Израильская ДЗ «Blazer», установленная на танках М-48, М-60 и Центурион, успешно прошла испытания в реальных боевых условиях. С этого времени ДЗ стала полноправной системой, используемой разработчиками средств защиты БТТ практически всех танкопроизводящих стран.

Ближневосточный конфликт и демонстрация реальных возможностей ДЗ «Блэйзер» стали своего рода катализатором работ по ДЗ в России. В июне 1982 года Министерством обороны ставится ОКР «Контакт-1» по разработке ДЗ для танков Т-80; Т-72Б; Т-64А; Т-62 и Т-55. Уже через полгода динамическая защита была разработана и установлена на основные отечественные танки. Одновременно было организовано ее массовое производство. В 1985 году навесной комплекс ДЗ «Контакт-1» с элементом динамической защиты 4С20 был принят на вооружение советской Армии.

Бешеный темп, который был взят на этом этапе разработок, позволил России не только догнать основных конкурентов в области ДЗ (Израиль, Германию, США), но и далеко обогнать их. Уже спустя 3 года в России принимается новый комплекс ДЗ «Контакт-5», который впервые в мире обеспечивал комплексную защиту как от КС, так и от ОБПС. Для наших потенциальных противников столь быстрая модернизация защиты советских танков оказалась крайне неприятным сюрпризом. По оценкам зарубежных военных, она нанесла катастрофический удар их противотанковой обороне, поскольку практически весь арсенал кумулятивных противотанковых боеприпасов, которые продолжали выпускаться, оказался бесполезным. Боеприпасы не могли пробить защиту даже таких старых танков, как Т-55. Западу потребовалось почти десять лет и миллиарды долларов, чтобы восстановить нарушенный паритет между защитой и средствами поражения.

Но и НИИ Стали не стоит на месте, продолжая поставлять на вооружение новые, еще более эффективные, комплексы динамической защиты. Сегодня институт располагает несколькими новыми комплексами, которые могут устанавливаться практически на любые бронированные и легкобронированные объекты и экспортный потенциал этих разработок остается высоким.

Автор: Николай Сергеевич ДОРОХОВ – начальник отдела активной защиты НИИ стали

www.tplants.com

Для справки:

ОАО «НИИ Стали» – крупнейший в России разработчик и производитель комплексных систем защиты: бронежилетов, бронекомплектов, бронешлемов, электрошокеров, щитов, локализаторов взрыва, рентгенозащиты, средств огнезащиты, систем комплексной защиты тяжелой и легкой бронетехники и стационарных объектов. С 2010 года входит в Machinery & Industrial Group N.V. Активно взаимодействует с ОАО «Курганмашзавод» в вопросах создания и модернизации защиты для БМП и БМД.

Machinery & Industrial Group N.V. - один из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении как в России, так и за рубежом. В управлении машиностроительного холдинга находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации, а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.

Производственная деятельность представлена пятью направлениями: промышленное машиностроение, железнодорожное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение специального назначения, запасные части и ОЕМ-компоненты.

Предприятия холдинга занимают лидирующие позиции в сегментах рынка, где представлена их продукция: горнодобывающая отрасль, дорожное и инфраструктурное строительство, нефтегазовый сектор, транспортная и оборонная отрасли, сельское хозяйство. Техника, произведенная на предприятиях Machinery & Industrial Group N.V., эксплуатируется более чем в 40 странах мира.

Оперативное управление группой осуществляется Компанией корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы».