— Вам не страшно было браться за такую тему, как терроризм? На страницах «Образа врага» это явление приобретает новые устрашающие формы…

— Мне за любую тему страшно браться — будь то любовь или отношения родителей и детей. Но тема терроризма витает в воздухе, и я не могу на нее не реагировать, если живу в этом мире. В социуме, перенасыщенном насилием, в принципе, в любой  сфере жизни можно обнаружить криминальный подтекст. Если будете зорким наблюдателем и аналитиком, то откроете криминальные сюжеты в торговле, здравоохранении, образовании, в охранной деятельности… Возьмите, к примеру, современную миграцию. Чего в ней только нет?! Работорговля, мздоимство, терроризм…

— Следовательно, ваш новый роман будет о миграции?

— Нет-нет. Это лишь констатация факта…

— Женская детективная литература переживает свой Ренессанс. Ту же Дарью Донцову, например, читают все — от домохозяек до президентов субъектов Федерации…

— Разделение «женской» и «мужской» литературы нелепо. Это ведь не баня все-таки. Донцова очень талантливый человек, очень светлый. У нее просто дар свыше, поэтому столько людей читают ее книги. Она — как добрая сказочница.

— Однако, Полина Викторовна, давайте вернемся к вашему творчеству.

— Мои книги, как вы, должно быть, знаете, издаются не только в России, но и за рубежом. И там они издаются под грифом «Роман». Я думаю, это наиболее точное определение. «Чувство реальности» — это шпионский роман, пожалуй, первый среди моих произведений. Хотя у меня были некоторые «шпионские» элементы в романе «Образ врага». Но там действовали террористы, а не реальные шпионы. «Чувство реальности» —шпионский роман, в котором также есть много другого: семейные драмы, убийство в центре повествования, загадка и поиск разгадки. Есть в «Чувстве реальности» и воспоминания,  ретро-сюжеты. Они относятся к 80-м годам ХХ века, к тому времени, когда в России умер Брежнев. Но основное действие романа, все-таки, происходит в наше время. По понятным причинам содержание книги я рассказывать не буду. Каждый мой роман — другой, самодостаточный. У меня нет сквозных персонажей, как, например, Исаев-Штирлиц у Юлиана Семенова.

— Как отзываются о ваших книгах западные критики?

— Если говорить начистоту, я вхожу в десятку наиболее популярных европейских писателей. Причем не в детективном жанре. За последние 15-17  лет ни у одного из русских авторов не было таких больших тиражей за рубежом.

— Вы пишете книги на основе реальных событий? В духе криминальных хроник?

— Конечно, реальные события вплетаются в романы, хотя и очень сильно трансформируются. Можно зацепиться за какую-то мелочь, и из нее вырастет целый сюжет. Например, был период, когда в некоторых районах Москвы меняли номера телефонов. И вот нам начали звонить с угрозами, требуя выплаты каких-то денег. Оказалось, что наш новый номер раньше принадлежал одной разорившейся фирме, на которую начали «наезжать» кредиторы.

Из этого случайного эпизода впоследствии вырос роман «Никто не заплачет». Иногда бывает так, что ко мне обращаются люди из правоохранительных органов или «с другой стороны». И те и другие жаждут, так сказать, запечатлеться в романах. Рассказывают разные истории. Но я еще ни разу не воспользовалась ни одной из них. Другое дело — сами типажи этих людей: их черты я использую при создании персонажей.

А ваша семья участвует в поиске тем для романов?

— Ой, они преподносят массу деталей! Моя старшая дочка очень толково меня консультирует в каких-то модных течениях - молодежном сленге, манере общения. Например, она может сказать: “Мам, сейчас так уже не говорят...” Конечно, я что-то беру из своей семьи, из своей жизни... Или муж мне рассказывает какую-нибудь историю... У меня уже есть несколько реальных историй от него, я все хочу их описать, но пока руки не дошли. Муж однажды снимал фильм об английском посольстве, после монтажа положил исходники-кассеты в большую хозяйственную сумку и поймал машину, чтобы доехать до дома. У него не было мелких денег, и он вышел из автомобиля к ларьку разменять деньги. И тут обернулся и увидел, как машина с дикой скоростью уезжает вместе с сумкой.

Кассеты так и не нашли в результате?

— Нет... У меня много любопытных историй скопилось. Много «поставщиков» среди знакомых...

То есть они впрок для вас «заготавливают» какие-то истории?

— Да. Иногда это бывает очень полезно, иногда ненужно, а иногда... я им пригождаюсь. У одних моих знакомых случилась тяжелая житейская ситуация, и они попросили меня помочь как частного детектива. Им нужно было понять, из-за чего все случилось, кто виноват, мотивы и так далее. Аналитически я все им разложила и в общем-то попала в точку. Но очень они меня просили, чтобы я никогда эту ситуацию не использовала. Просто переживают, что люди могут их узнать... Все разные - кому-то хочется попасть в книжку, кому-то не хочется.

— Кто вас консультирует из профессионалов, когда речь идет, например, о работе спецслужб?

— Я прежде всего читаю очень много документальной, мемуарной, научной литературы, просматриваю специализированные сайты и порталы сетевых изданий… Иногда получается забавно: например, когда я писала «Чувство реальности», то ни к кому не обращалась — просто рылась, как книжный червь, в грудах документов, находя там какие-то факты, что-то сопоставляя, логически домысливая. Так вот, когда вышел роман, работники спецслужб меня разыскали и стали спрашивать: а откуда вы все это знаете, кто вам рассказал? Я им ответила: проверьте свои источники и убедитесь, что никто мне ничего не рассказывал. Они проверили, выяснили, что я говорю правду. Уже после этого эпизода я с ними близко познакомилась, можно сказать, подружилась, показала все книги и документы — откуда я что взяла. Но они все равно с трудом могли поверить, что кто-то мог сам, своим умом выяснить какие-то секретные факты.

— Говоря о духовном упадке общества, некоторые социологи утверждают о том, что наши сограждане перестали читать.

— Не могу разделить скепсиса книговедов, которые жалуются на отсутствие интереса к книге. Интерес есть. То, что в домах состоятельных российских граждан не принято держать книги — не показатель. Их ничтожно мало таких людей. Судя по тиражам изданий моих коллег, авторов детективов, то упадка читательского спроса не наблюдается.

Не так давно вы издали сборник стихов…

— Стихов сейчас я не пишу. Если герой романа у меня пишет стихи, то я рискую ему помочь с этим… Года полтора-два назад я, действительно, издала книгу своих стихов и эссе «Качели». Этой книгой я невероятно шокировала читателей, критиков и книготорговцев…

— А есть у вас любимая книга?

— Любимая книга? В разном возрасте, наверное, свои любимые книги. Есть набор авторов, без которых я не могу обойтись. Это Пушкин, Толстой, Достоевский, Тютчев. Сергей Довлатов (мой любимый автор) был прав, сказав однажды, что надо или писать, или жить. Я свой выбор сделала…

— Я вообще читаю очень много. Например, сейчас «Тактику следственных действий». Это издание, которым руководствуются современные криминалисты…Одновременно с этим я читаю «Записки» Екатерины II, некоторые вещи из проекта Бориса Акунина. Я с удовольствием читаю романы своих коллег — Дарьи Донцовой, например. Диапазон, как видите, большой. Я никогда не читаю одну книжку.

— Что бы вы пожелали читателям нашего сетевого журнала?

— Того же что и себе, своим близким: здоровья, успехов во всех начинаниях. И еще очень хочется, чтобы из лексикона наших сограждан как можно быстрее исчезли такие слова, как «теракт», «покушение», «криминальный элемент», «киллер», «беженец» и тому подобные выражения… Мира и благоденствия всем народам России.

Спасибо за добрые пожелания. Новых творческих успехов вам, уважаемая Полина Викторовна.

Записал Николай Денисов.