СМИ стали известны подробности масштабной реформы техосмотра автомобилей, инициированной Минэкономики по поручению президента РФ. Серьезные перемены ждут автовладельцев и операторов ТО. Первых начнут штрафовать, используя дорожные камеры, за управление машиной, которая не прошла ТО. А если такой автомобиль попал в ДТП, причиной которого стала неисправность, страховщики получат право регрессного иска к его владельцу. Технических экспертов и вовсе будут сажать в тюрьму за мошенничество с диагностическими картами.

Не прошел техосмотр - плати 800 рублей 

Минэкономики подготовило пакет поправок к действующему законодательству для проведения глобальной реформы ТО. Соответствующее поручение было дано правительством по итогам заседания президиума Госсовета во главе с Владимиром Путиным весной 2016 года. Поправки направлены для утверждения в правительство, после чего ожидается внесение их в Госдуму. Согласно одной из последних версий документа КоАП предлагается дополнить наказанием за «управление транспортным средством, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении ТО выявлено несоответствие этого транспортного средства требованиям безопасности». Штраф — 800 руб., сейчас подобных санкций нет. При этом, о несоответствии каких именно требований идет речь, в законопроекте не говорится. Правила техосмотра описаны в постановлении правительства №1008 и предполагают проверку 68 ключевых параметров, включая тонировку, трещины на стеклах, работу световых приборов, остаток протектора шин, а также наличие знака аварийной остановки и огнетушителя.

ГИБДД сможет выявить факт нарушения, даже не останавливая автомобиль для проверки. Как следует из пояснительной записки, для этого будут использованы возможности дорожных камер: машину проверят по Единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО).

Если же будет установлено, что ДТП произошло из-за технической неисправности машины, не прошедшей техосмотр, страховщик получит право выступить с регрессным иском к автовладельцу. Такая норма будет внесена в закон об ОСАГО. В Минэкономики считают, что она позволит «повысить уровень мотивации» автовладельцев к прохождению техосмотра.

Контроль над операторами ТО станет жестче

Ужесточение контроля ждет и операторов ТО. Минэкономики намерено исключить ситуации, когда диагностическая карта (документ с результатами техосмотра) выдается владельцу машины, которая на пункт ТО не приезжала. Карта по итогам осмотра будет формироваться только в электронном виде и заверяться усиленной электронной подписью эксперта. Процесс осмотра будет обязательно фиксироваться на видео (как процесс приема экзаменов в ГИБДД), съемка будет загружаться «незамедлительно» в централизованную базу ЕАИСТО.

В КоАП вводится наказание (штраф до 10 тыс. руб.) для эксперта, который сформировал карту и допустил к движению машину, не прошедшую ТО. Если же установлено, что данные были «заведомо недостоверными» и передавались в базу «умышленно», сотрудник может быть наказан принудительными работами на срок до четырех лет — такую поправку внесут в УК. А если деяние совершено «группой лиц по предварительному сговору», может назначаться тюремный срок до двух лет. Срок может достичь четырех лет в случае, когда внесение данных в базу привело к «тяжким последствиям» (в ходе ДТП с участием машины, не прошедшей техосмотр).

Контроль над деятельностью операторов ТО будет возложен на Ространснадзор (ведомству будет дополнительно выделено из бюджета более 186 млн руб., следует из материалов Минэкономики). Эксплуатацию ЕАИСТО передадут из МВД Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Курировать работу РСА в этой сфере будет ЦБ. В пояснительной записке подчеркивается, что незащищенный доступ к базе является одной из причин внесения в нее данных о машинах, не прошедших техосмотр.

Обманчивые карты 

Напомним, в 2012 году проверять машины доверили частным операторам, забрав эти функции у ГИБДД. Вместо талона ТО ввели диагностические карты, контролировать которые должны страховщики при выдаче полиса ОСАГО. Схема была предложена депутатами Госдумы, а в 2011 году поддержана Дмитрием Медведевым, который и запустил реформу. В пояснительной записке говорится о «широкой практике» продажи карт без проведения ТО. По данным ГИБДД, в 2017 году в РФ из-за технической неисправности произошло более 5,8 тыс. аварий, рост составил 18,5% (по сравнению с аналогичным периодом годом ранее). Реформа техосмотра заложена в правительственной стратегии безопасности движения до 2024 года. 


Предполагается, что пакет поправок от Минэкономики будет доработан — несколько дней назад в правительстве прошло согласительное совещание на эту тему. 

Источник