Президентские выборы в Иране одновременно стали и сенсацией, и свидетельством невозможности перемен. Вопреки всем прогнозами и ожиданиям, на них победил уже в первом туре Хасан Рухани, чьи шансы не оценивались высоко, и который не считался фаворитом. Однако последствия его победы вовсе не однозначны.

Четыре года назад финал предыдущих выборов ознаменовался публичными акциями протеста в Тегеране, когда нетерпеливая молодежь, поддерживавшая Мир-Хусейна Мусави, считавшегося реформаторским кандидатом, вышла на улицы, негодуя против объявления победителем нынешнего президента Махмуда Ахмадинежада, получившего две трети голосов.

Тогда многие заговорили о переменах в стране, о том, что режиму не выжить, что ему, по меньшей мере, придется нелегко. Но время показало, что подобные прогнозы были ни на чем не основаны. Беспорядки быстро и жестко подавили, и после себя заметных следов они не оставили. Ситуацию в Иране в этом смысле можно сравнить с ситуацией в России после известных "болотных" событий, которые казались кому-то "потеплением", а по факту были выпуском пара.

В перспективе стабильность политической системы Исламской республики Иран ни на йоту не поколебалась. И текущие выборы никем уже не рассматривались как судьбоносные. Все поняли, как мало в стране зависит от конкретной личности на президентском посту. "Реформатор" Хатами ничего не смог изменить за восемь лет – с 1997-го по 2005 год. "Консерватор" Ахмадинежад, демонизируемый мировыми СМИ, сегодня, еще не уйдя со своего поста, уже всеми забыт и никому не интересен.

Государственное устройство Ирана крайне сложно. Президент страны – всего лишь один из участников политического процесса, а главное слово остается за Али Хаменеи, верховным руководителем Ирана. К тому же Совет стражей конституции крайне строго отбирает тех, кого допускают до участия в выборах, поэтому попадание на президентский пост случайных людей полностью исключено.

В кампании 2013-го года участвовали только проверенные кандидаты, чья приверженность идеалам исламской революции не вызывает никаких сомнений. Все восемь участников президентской гонки (двое затем сошли с дистанции) – активисты режима, участники революции 1979 года. Даже самые молодые из них успели в юные годы занять высокие посты в военном истеблишменте и участвовать в ирано-иракской войне.

Все вышеперечисленное относится и к Хасану Рухани. Еще с 60-х годов прошлого столетия, молодым студентом-теологом, он примкнул к исламской оппозиции и участвовал в борьбе против шахского режима. В конце 70-х, спасаясь от преследования спецслужб, он эмигрировал из Ирана и обосновался во Франции, войдя в ближайшее окружение аятоллы Хомейни.

Вернувшись вместе со своим духовным и политическим наставником на родину после свержения режима, Рухани, несмотря на молодой возраст, вошел в высшие круги власти. С 1980 года он был депутатом парламента, где возглавлял ключевой комитет – по обороне. Тогда шла война с Ираком, и все ресурсы страны были направлены на фронт. Рухани был одним из руководителей обороны и занимал, помимо прочего, должность заместителя главнокомандующего вооруженными силами и председателя исполкома Комитета по поддержке военных усилий. После конституционных изменений, создавших новые должности, Рухани целых шестнадцать лет возглавлял Совет национальной безопасности Ирана – с 1989 по 2005 год. Помимо парламента, он избирался в такие ключевые институты власти, как Совет экспертов и Совет по целесообразности.

Таким образом, мулла Хасан Рухани является одним из наиболее опытных политиков и государственных деятелей исламской республики с момента ее возникновения. Понятно, что такой человек, вряд ли может и захочет стать деконструктором системы. То, что в период кампании его позиционировали как реформатора, может быть объяснено только тем, что остальные кандидаты казались слишком уж консервативными, хотя, на самом деле, различия между ними и Рухани – минимальны.

От победителя выборов нельзя ждать каких-то резких шагов. Во-первых, он сам не настроен их делать, во-вторых, ему не дадут их совершить, даже если бы он захотел. Однако, получив поддержку более 50 % избирателей уже в первом туре и намного обогнав остальных кандидатов, Рухани может опираться на столь убедительную народную поддержку в закулисных торгах с другими действующими лицами политического процесса. То есть, он получил хороший задел на будущее. Если Ахмадинежад, став президентом в 2005 году, был новичком в органах власти и должен был постепенно выстраивать свою базу поддержки, нарабатывать необходимые связи и знакомства, то Рухани может не терять на это времени.

А времени у него в обрез, потому что так называемое "ядерное досье" Ирана – важнейший сюжет современной мировой политики. На страну осуществляется беспрецедентное международное давление, иранская экономика жестоко страдает от введенных санкций. У Рухани необходимый опыт в этом плане имеется – будучи главой Совбеза

в 2003-2005 годах, он возглавлял переговоры по иранской ядерной проблеме, и в тот период ему удавалось не допустить введения экономических санкций.

Рухани необходимо не только бороться за снятие или, по крайней мере, ослабление санкций, но и "мониторить" обстановку для предупреждения возможного израильского или даже американо-израильского удара по ядерным объектам Ирана. Второй внешнеполитический кризис, которым ему предстоит заняться незамедлительно – это война в Сирии, в которую Иран непосредственно вовлечен.

Внутри страны ему необходимо принять меры по оживлению экономики и обеспечению занятности. Прошлые волнения были обусловлены чисто политическими причинами, но новые могут вспыхнуть уже на экономической основе, и тогда в первых рядах протестующих пойдет уже не молодежь и студенты, как в 2009 году, а куда более широкие массы населения.

"Арабская весна" была сложным социально-политическим феноменом, который пока по многим причинам не имеет предпосылок для повторения в Иране. Однако события в Турции показывают, что волнения могут вспыхнуть даже в чрезвычайно благоприятных экономических условиях. Поэтому Хасан Рухани неизбежно столкнется со множеством вызовов как внутри Ирана, так и на международной арене. Его громадный политический опыт, авторитет и убедительная поддержка избирателей – факторы, которые могут способствовать относительно мирному решению проблем. Однако не стоит ждать, что в обозримом будущем страна сильно изменится, по крайней мере, в том направлении, в каком хотел бы Запад. И под руководством Рухани Иран останется именно исламским государством с самостоятельной внешней политикой.

http://www.novopol.ru