Система социальной защиты как инструмент противодействия кризису

«Кризис» в переводе с греческого означает «суд», «перелом». На фоне того, что происходит в мировой экономике и финансах, верно и то и другое – начался Глобальный экономический суд, за которым последует трансформация мировой экономики.

Но судят не только экономику и финансы – за ними, как учит история, в самой прямой и непосредственной форме начинается суд над социально-политическими системами государства. При этом особое значение здесь имеет качество систем социальных защит и гарантий граждан. От того, как они выдержат этот суд (в нашем случае - испытание кризисом), зависит дальнейшая судьба (перелом) политического устройства в каждом конкретном государстве.

Иными словами, от того, насколько крепка национальная система социальной защиты населения, напрямую зависит социальная устойчивость общества, а следовательно, устойчивость выстроенной им политической системы в период серьезных исторических испытаний. При этом одним из определяющих показателей данной системы является количество бедных и малоимущих в том или ином государстве.

Впервые данная зависимость была осознана еще в Древнем Риме, где для снижения потенциальной угрозы голодных бунтов малоимущих граждан была реализована не пресловутая концепция «хлеба и зрелищ», как ложно принято считать (это был всего лишь популистский лозунг!), а концепция «прав римского гражданина». Она обеспечивала гарантированное право на питание, на зрелища, на голосование, на свободное передвижение, право на выбор места жительства, на право на землю, на защиту имущественных интересов по суду и многое другое, вплоть до авторских прав. То есть почти все, что ныне именуется правами человека. В определенной мере здесь можно вести речь о возможности гарантированного выживания – соответствующая концепция философа А.Казьмина, на мой взгляд, представляет не только научный, но и практический интерес.

Римская система защиты социальных прав гражданина вполне оправдывала себя много веков потому, что граждане, защищенные своим государством, с готовностью защищали это государство. В своем развитии она пошла настолько далеко, что в итоге уничтожила структуру общества, ее создавшую, и это тоже важный опыт, свидетельствующий, что и добрые намерения должны иметь разумные пределы, но это отдельная тема.

В новейшей европейской истории первые шаги по созданию систем государственной и корпоративной социальной защиты населения были сделаны в Великобритании. Там еще на заре Средневековья, в XI веке (1084г.), была создана сеть богаделен для бедных и инвалидов за счет королевской казны, что стало первым шагом в создании государственной системы социальной защиты в Британском королевстве и в Европе.

Приблизительно в то же время в уставах гильдий ремесленников Британии появились первые положения о финансовой помощи больным и обедневшим членам гильдий, что знаменовало собой рождение коллективной, или, в современной терминологии, корпоративной, системы социальной защиты.

Там же, в Великобритании, в 1601 году королева Елизавета I приняла первый государственный «Закон о бедности». В нем закреплялось обязательство государства обеспечить выживание малоимущих граждан королевства и определялся размер необходимого для этого пособия по бедности. Этот закон действовал фактически без изменения более 200 лет. Более того, он оказался настолько действенным, что лег в основу систем социальной защиты населения многих европейских государств.

Причина - очень продуманное решение поручить распределение государственной помощи церковным приходам. Почему именно им? Этим решалось сразу несколько проблем. Во-первых, приходские священники знали и наблюдали жизнь каждого члена прихода от рождения до смерти, а подложная информация об уровне доходов получателя пособия полностью исключалась. Во-вторых, по той же причине этим пособием никак не мог воспользоваться посторонний человек или самозванец. В-третьих, государству не нужно было создавать специальные службы распределения с наемными чиновниками, чем исключалась коррупция.

Однако с наступлением капитализма и сопутствовавшим ему ростом городов и миграцией трудового населения церковь потеряла эту монополию. Изменения социального состава и правового статуса населения европейских стран, развитие политических партий и профсоюзов потребовали от государства как расширения мер по социальной защите и предоставлению гарантий трудящимся, так и создания соответствующих служб учета и распределения государственных пособий среди малоимущих и инвалидов.

Затем меры по дальнейшему развитию систем социальной защиты граждан в Европе были предприняты в XIX веке в Германии, где канцлер-объединитель Отто Бисмарк впервые в мире в 1883 году ввел обязательное медицинское страхование граждан, а в 1889 году – государственное пенсионное обеспечение. Его примеру постепенно последовали многие государства Европы и мира. Но они пошло своим национально- и исторически обусловленным путем.

В наши дни основные системы социальной защиты населения в демократических, экономически развитых государствах разделены на три следующие модели (классификация Г.Эспин-Андерсена).

Либеральная модель, характерная для англо-говорящих стран с протестантской этикой (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), базируется на частном предпринимательстве без ограничения государством доходов гражданина, но с ограниченными гарантиями государства по социальной защите гражданина. Социальная поддержка осуществляется за счет многочисленных программ частного, корпоративного и коллективного страхования на уровне штатов, графств и муниципалитетов. Государственная поддержка в виде пенсий, пособий и субсидий существует, но имеет адресный характер, предоставляется ограниченно и только на основе проверки реальной нуждаемости.

Государство никак не ограничивает владельцев предприятий в решении вопросов увольнения работника. Так, в США с 1948 года по настоящее время действует «закон Вагнера» (Закон о трудовых соглашениях), согласно которому администрация частного или государственного предприятия вправе увольнять работников без предупреждения и без учета стажа работы и квалификации. Единственный защитник работника – профсоюз, но его возможности жестко ограничены.

Но, с другой стороны, либеральная модель - и это ее главная особенность - создает максимальные условия для поощрения частной предпринимательской деятельности гражданина независимо от возраста и социального положения. Государственная помощь, возникшая еще в XI веке в виде пособий и пенсий, существует, но четко ограничена задачей по обеспечению выживания за счет бесплатного медицинского обеспечения и небольших пособий и пенсий. Значительно важнее для гражданина социальная поддержка в виде накопительного страхования, в два-три раза превосходящая государственную, но создаваемая самим работником совместно с работодателем путем эквивалентных отчислений.

Так, в Великобритании, например, уволенный работник получает временное корпоративное пособие на шесть месяцев, в течение которых специальные государственные бюро предлагают ему различные возможности открыть свой бизнес на льготных условиях и оказывают широкий спектр услуг по развитию бизнеса. Существует целая сеть клубов бывших безработных, ставших успешными бизнесменами, члены которых активно помогают друг другу, а государство обеспечивает им определенные налоговые льготы. Если по истечении этого срока безработный не трудоустроился, то он получает право на государственное пособие на год, но обязан постоянно отмечаться на бирже труда.

Другой пример – мать не получает государственного пособия по рождению ребенка, но ей оказывается бесплатное медицинское обслуживание, а работодатель обязан шесть месяцев выплачивать ей 50% зарплаты или представить частичную занятость с гарантированным сохранением рабочего места, а государство при работе на дому снижает налог на прибыль.

«Низкие государственные налоги» и «высокая личная инициатива» – вот ключевые слова либеральной модели социальной защиты. Трудись - и государство даст тебе возможность заработать сколько сможешь и не даст умереть с голоду, а как ты распорядишься этой возможностью - твоя забота, а не государства. Таковы базовые принципы трудовой этики протестантов, и на них основана современная либеральная модель социальной защиты, которая, конечно же, в каждой стране имеет свои особенности.

Консервативная модель характерна для стран континентальной Европы -Австрии, Германии, Италии, Франции, где роль государства исторически сильнее, причем как в регулировании доходов гражданина, так и в предоставлении ему социальных гарантий. Государство берет на себя значительно большую долю по обеспечению социальной защиты гражданина по сравнению с англо-саксонской моделью, но одновременно обязывает работодателей и работников совместно создавать разнообразные страховые фонды для выплаты многочисленных и разнообразных пособий, создавать и поддерживать страховые кассы, находящиеся в совместном пользовании предприятия и работников. Наиболее показателен для данной модели опыт Германии, где положение об ответственности государства по защите достоинства и социальных прав гражданина закреплено в статье 1 пункт 1 конституции ФРГ. Обратите внимание, с чего начинается конституция ФРГ – с обязательств государства по защите прав гражданина!

Вообще конституция ФРГ дает много примеров продуманной сбалансированности социальных прав и обязанностей гражданина. Например, наряду с вышеуказанным провозглашением неприкосновенности достоинства и социальных прав гражданина в ней также закреплен принцип «интегративности», обязывающий гражданина для поддержания социальной стабильности и интеграции общества признавать законность имущественного неравенства в этом обществе. При этом государство обязуется равно защищать права каждого независимо от имущественного статуса.

Другое важное положение уже в государственной доктрине социальной защиты граждан – государство обязуется не бороться с бедностью, а не допускать бедности! В этом принципиальное отличие двух моделей социальной защиты. Если в либеральной модели государство обеспечивает выживание гражданина, а уровень благосостояния в старости или по болезни - личная забота самого гражданина, то в консервативной модели государство обязуется не допустить бедности гражданина и более того – обеспечить ему достойный уровень жизни! Как? Путем справедливого распределения ответственности за «достойный уровень жизни» между государством, работодателем и самим гражданином. Для этого государство выделяет для социальной защиты гражданина самые крупные в Европе бюджетные ассигнования. Они публикуются ежегодно, подробно обсуждаются на всех уровнях общества через политические, профсоюзные и общественные организации. Этой темой, а не рекламой прокладок и пива заполнены часы ежедневных телепрограмм. На основе бюджетных ассигнований формируется так называемая социальная сеть, которая включает для каждого гражданина обязательное социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь. Обязательное социальное страхование является ключевым элементом, поскольку включает в себя пенсионное страхование, страхование по безработице, болезни, уходу за больными и престарелыми. При этом все выплаты по социальной сети осуществляются государством без проверки степени нужности. Для государственных служащих существует дополнительная к этому государственная пенсия. Отдельным группам населения (жертвы войны) сверх того выдаются дополнительные дотации.

Работодатели обязаны обеспечить обязательное страхование работника по болезни сроком до шести месяцев, а по трудовым договорам для отдельных категорий работников – сроком до 70 недель с выплатой 50% ежемесячного оклада. Работодатели также обязаны выплачивать пособие работнику по увольнению в размере 63% оклада. Если до увольнения работник проработал более трех лет и минимум 360 дней платил страховые взносы, то страховое пособие по безработице увеличивается до 60% от чистой зарплаты. Продолжительность выплаты пособия по безработице составляет для молодых - не более одного года, а для пожилых – до 32 месяцев. Далее. Если безработный в течение указанного срока не найдет работу, то он получает право ходатайствовать уже не о пособии от страховой кассы работодателя, а о помощи по безработице от государства в размере 58% от чистого оклада, но уже после проверки о нуждаемости.

Гражданин обязуется создавать с работодателем кассы взаимопомощи с ежемесячным добровольным отчислением определенного процента своей зарплаты на условиях 50/50 с работодателем, который делает эквивалентный взнос в кассу.

Особого внимания заслуживает система социальной поддержки семьи.

Германия уже много лет лидирует в Европе по темпам старения населения. По расчетам специалистов, к 2025 году доля пенсионеров там может достигнуть 22-24% от общего количества населения. Поэтому, по конституции (ст.6 п.1.), семья с детьми имеет особый статус защищенности. Она реализуется через систему пособий и налоговых льгот. Так, мать получает два года пособие по рождению ребенка, а также отдельные пособия на его воспитание и образование. Отец и мать имеют право за счет страховых отчислений взять оплачиваемый отпуск на воспитание ребенка сроком до трех лет без потери рабочего места и перерыва в рабочем стаже.

К слову, Германия имеет самый низкий показатель бедности – менее 2% и самый низкий коэффициент дифференциации доходов, означающий самую незначительную разницу в доходах граждан. Обратите внимание на эти слова – «выравнивание доходов».

Главный принцип этой модели – высокий уровень социальной защиты обеспечивается совместными усилиями государства, бизнеса и каждого гражданина при ведущей роли государства в распределении доходов гражданина. Но чудес не бывает: высокий уровень социальной защиты в консервативной модели обеспечивается за счет не менее высоких государственных и местных налогов – более 50-60% от дохода бизнеса и граждан.

Социал-демократическая модель характерна для стран Скандинавии – Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции, а также Голландии и Швейцарии. Она подразумевает практически монопольную роль государства в реализации социальной защиты населения за счет обеспечения всеобщей занятости и выравнивания уровней дохода граждан путем дифференцированного налогообложения. Опять обратите внимание на выделенные слова.

По этой модели все финансирование социальной сферы осуществляется из государственного сектора экономики и за счет поступлений от налогов. Степень вовлечения граждан в корпоративное и частное страхование в отличие от двух предыдущих моделей очень низкая.

Наиболее ярким примером скандинавской модели является Швеция. Там государство отвечает за все направления социальной защиты: трудовую занятость, квалификацию, трудовую адаптацию, реабилитацию, медицинское страхование, родительское страхование. В этом же ряду и народная пенсия, страхование от несчастных случаев, поддержка семьи при военной службе мужчины, социальное пособие, поддержка семьи, пенсионеров, инвалидов, детское пособие, школьные завтраки и обеды, уход за больными и др.

Шведская модель социальной защиты получила название «эгалитарной», т.е. равной для всех в обеспечении государством безопасности и уровня жизни граждан.

Наиболее показательным успехом этой доктрины служит политика «солидарной зарплаты», получившая высокую оценку во всем мире. Провозгласили ее профсоюзы в 70-х годах прошлого века, а ее первоначальной целью было смягчение различий в оплате труда работников одного профессионального уровня и стажа в государственном и частном секторах экономики. Но, когда профсоюзы добились этого, они решили идти дальше – провозгласили лозунг «Равная оплата за любой труд». После многолетней борьбы они к 1997 году добились практически полной нивелировки зарплат в государственном и частном секторах экономики - секретарь, медсестра, рабочий, инженер, продавец и школьный учитель стали получать практически равные зарплаты.

Что это, как не реализация определения социализма по К.Марксу – «От каждого по способностям, каждому по труду»? Без гражданских войн, без уничтожения «классовых врагов», без трудовых лагерей, без утопической и самоубийственной борьбы «за счастье всех народов во всем мире». Марксов принцип реализован непрерывным, кропотливым и настойчивым поиском компромиссов в согласовании и обеспечении интересов государства, бизнеса и каждого гражданина в своей отдельно взятой стране. Правда, и налоги в Швеции невиданные – зашкаливают за 80% от дохода.

Итак, уровень социальной защиты граждан (следовательно, стабильность общества) выше там, где выше доля участия государства и ниже разница в уровне доходов граждан.

И в заключение с позиций этих закономерностей остается посмотреть, какие государства устоят перед судом экономического кризиса и избегут социально-политического перелома, а какие нет. Впрочем, процесс уже пошел. Первыми перед судом предстали европейские иждивенцы, живущие за счет дотаций Евросоюза, – Литва и Латвия. На очереди – Украина.

Кто следующий? Политики, встаньте – Суд идет!