Уже который день главная тема ведущих мировых СМИ – война в Южной Осетии. События, происходящие там, освещаются в электронных средствах массовой информации, в газетах так же оперативно, как и пекинская Олимпиада. Правда, в Китае упорное противоборство ведется исключительно на спортивных аренах. И, разумеется, без человеческих жертв. В Цхинлали картина иная.

В день открытия Олимпиады, 8 августа, нарушив неписанный олимпийский закон, Грузия напала на сопредельную автономную республику, открыв по ее территории и жителям ураганный огонь из всех видов оружия. В результате чего погибли более 1600 человек, среди которых были и российские миротворцы.

В трагическое для Южной Осетии время российское руководство решило вмешаться, пресечь произвол карателей Саакашвили. В соответствии с международными правовыми нормами и мандатом миротворцев к пострадавшему Цхинвалу выдвинулись  воинские части Российской армии, Краснознаменный Черноморский флот. А затем, и подразделения российского МЧС, медики, другие гуманитарные службы.

Поняв, что Россия не оставит своих граждан в беде, грузинское руководство  отдало распоряжение своим воинским формированиям прекратить огонь. Правда, как показывает практика, верить грузинскому лидеру нельзя. Что лишний раз подтвердили события понедельника 11 августа.

 «По данным на 15:30 грузинские силы возобновили массированный обстрел из различных видов оружия, в том числе тяжелых вооружений, населенных пунктов Южной Осетии», − сообщила «Интерфаксу» глава комитета информации и печати правительства Южной Осетии Ирина Гаглоева.

Ранее источник в МИД России сообщил, что заявления грузинской стороны о прекращении боевых действий и выводе своих сил из зоны грузино-осетинского конфликта не соответствуют действительности.

«Нам передана нота о том, что с пяти утра Грузия прекращает огонь и выводит свои силы из зоны конфликта, но наша информация с места событий не подтверждает заявления грузинской стороны», − сказал собеседник агентства.  По его словам, у МИД России «есть данные, что перестрелки продолжаются, и вооруженные силы Грузии из зоны конфликта выведены не полностью».

Имеются данные, что в ходе перестрелок грузинская сторона использует в числе прочего крупнокалиберные орудия, в частности минометы. Правда, перестрелки носят спорадический локальный характер.

 Хотя в воскресенье,10 августа МИД Грузии распространял сообщение, что  консулу РФ в Грузии вручена нота, в которой, мол,  говорилось, что, согласно распоряжению президента Грузии от 10 августа, вооруженные силы прекращают огонь в Южной Осетии. Вот и верь после этого грузинскому руководству.

На день написания этого материала из официальных сводок известно, что в результате грузинского нападения на Цхинвал – город полностью разрушен. Придется восстанавливать до 1 млн. квадратных метров жилья, а есть еще разрушенные больницы, школы, другие учреждения.  Здесь погибло более 2 тысяч человек, сотни раненых, 35 тысяч жителей Южной Осетии остались без жилья и были вынуждены  пробираться с риском для жизни под обстрелом грузинских войск через российскую границу в Северную Осетию.

Вот так начинало грузинское руководство наводить «конституционный порядок» в непризнанной республике. Картина здесь могла быть еще страшнее (хотя куда уж страшнее), если бы сюда не пришли российские войска.

Как же в других странах, и, прежде всего на Западе, оценивают происходящее сегодня в Южной Осетии? Латвийские, политики, например.

«Долг превыше всего утверждают власти Латвии, оценивая вооруженное противостояние в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Наша страна − член НАТО, Грузия в этот альянс стремится всей душой − понятное дело, и МИД Латвии, и президент государства Валдис Затлерс выступили на стороне Грузии» − сообщает своим читателям латвийская русская газета «Телеграф».

С завидной оперативностью − утром 8 августа − с заявлением выступил глава МИДа Латвии Марис Риекстиньш: «Мы позитивно оцениваем предложения президента Грузии Михаила Саакашвили к Южной Осетии о заключении перемирия, а также неоднократные попытки грузинской стороны начать двусторонние переговоры», − сказал он после телефонного разговора с грузинской коллегой Екатериной Ткешелашвили.

Затем госсекретарь МИДа Норман Пенке встретился с послом России Александром Вешняковым, который призвал эту балтийскую республику оказать дипломатическое давление на Грузию, чтобы та прекратила огонь. А так же вывела боевую технику из зоны конфликта и возобновила процесс переговоров.

 «Россия, на мой взгляд, сама должна вести себя крайне сдержанно, − сказал журналистам Риекстиньш, − не вмешиваться в военные акции, что, безусловно, приведет к тому, что конфликт выйдет из-под контроля». А на следующий день этот господин уже выступил с открытым осуждением военной агрессии со стороны… России.

Не отмалчивался в эти дни и президент Латвии Валдис Затлерс. Совместно с коллегами-единомышленниками из Литвы, Польши и Эстонии, он подписал декларацию в поддержку Грузии. «После односторонних военных действий со стороны российской армии (?!)  мы будем использовать все доступные средства для того, чтобы агрессию против маленькой европейской стороны не замолчали».

Причем, никто из этих подписантов не отдает себе отчета в том, что и маленькие негодяи способны творить большие преступления, которые, к слову, попадают под юрисдикцию международного суда. Геноцид грузинских националистов ничуть не лучше геноцида великих наций.

А что говорят по поводу вооруженного конфликта в Грузии другие западные политики? Аналитики отмечают, что в странах НАТО нет единой точки зрения по этому поводу. Например, государственный министр МИД ФРГ Гернот Эрлер обвинил грузинское руководство в нарушении перемирия 1992 года. (Напомним, что его соблюдение как раз и контролируется российскими миротворцами.)

«Мы с пониманием относимся к реакции Москвы на события в Южной Осетии, поскольку этот регион, хотя и формально принадлежит Грузии, экономически поддерживается Россией», − заявил господин Г. Эрлер.

Эксперт по вопросам внешней политики в бундестаге Герт Вайскирхен в интервью газете «Berliner Zeitung» признал, что действия официального Тбилиси значительно ухудшили шансы Грузии на скорое вступление в НАТО. Виновной стороной в развязывании грузино-осетинской войны политик назвал Грузию.

А вот что сообщает итальянская «La Stampa»: «...Когда Саакашвили объявляет о намерении восстановить конституционный порядок, он имеет в виду порядок, который не существовал практически с момента рождения постсоветской Грузии. Почему так срочно? Почему именно сейчас? Объяснение кроется в европейском флаге, голубом, с многочисленными желтыми звездочками, который Саакашвили поставил у себя за спиной, который хорошо был виден во время телевыступления, когда он объявил о наступлении. Это преувеличение, потому что Грузия не входит в состав Европы. Саакашвили, вне всякого сомнения, не действовал, не проконсультировавшись со своими основными благодетелями, Соединенными Штатами. И если он начал действовать, то он получил одобрение Вашингтона. Представить обратное, означает не понимать веса американского влияния на нынешнюю Грузию...»

«Образ президента Джорджа Буша, ведущего дружескую беседу с российским премьер-министром Владимиром Путиным на Олимпиаде в Пекине на фоне того, как «как российские самолеты бомбили Грузию, дает представление о реалиях политики Америки в отношении России», − сообщает газета «International Herald Tribune»в статье «Столкновение в Грузии как урок того, что США нуждаются в России».

«Хотя Америка считает Грузию самым мощным союзником в блоке бывших советских стран, Вашингтон слишком сильно нуждается в России по таким крупным вопросам, как Иран, чтобы рискнуть всем и встать на защиту Грузии».

И чиновники госдепартамента в субботу дали четко понять, что шансов на военное вмешательство США нет, подчеркивается в этом издании.

Буш использовал жесткие формулировки, потребовав от России прекратить бомбардировки. Госсекретарь США Кондолиза Райс потребовала, чтобы Россия «уважала территориальную целостность Грузии».

Что сделал Путин? Он отказал президенту Франции Николя Саркози в Пекине, когда тот попытался отговорить Россию от военной операции. «Это была очень, очень жесткая встреча, − цитирует газета высокопоставленного западного чиновника. − Путин повторял: «Мы собираемся заставить их заплатить. Мы добьемся правосудия».

«Один дипломат в ООН пошутил в субботу, что «если бы кто-то подошел к россиянам и сказал: «Хорошо, меняем Косово на Иран», то сделка была бы в кармане». Это, возможно, гипербола, однако среди некоторых чиновников в администрации Буша зреет убеждение, что, возможно, США не удастся получить все сразу и им придется выбирать приоритеты, в частности, когда речь идет о России», − сообщает газета.

Другая влиятельная газета − «The Washington Post»в статье «США критикуют Россию за «эскалацию» кризиса» публикует отчет о беседе с высокопоставленным американским чиновником, который провел брифинг для журналистов на условиях неразглашения его имени.

Чиновник при этом добавил, что США и их европейские партнеры еще «прорабатывают» параметры своей реакции. Пока идет работа над стратегией, а готовых вариантов повлиять на поведение России немного, администрация Буша сфокусирована на попытках понять мотивы Москвы в применении мощного оружия против относительно незащищенного соседа. Он дал понять, что на данном этапе США или НАТО не придут на помощь Грузии. «В данный момент мы не обсуждаем что-либо, выходящее за рамки международной дипломатии».

Британская газета The Guardian опубликовала достаточно объективный и взвешенный материал историка Марка Олмонда.(См. ИА REGNUM). Познакомимся с его доводами: « Познакомимся с его доводами: «Отважная маленькая Грузия?

Нет, риторика «холодной войны» не пройдет. Было бы грубейшим упрощением считать Россию единственным виновником столкновений в Южной Осетии Западу стоило бы держаться подальше.

Для многих картина того, как российские танки пересекали границу в августе, отдавала жутким эхом Праги 1968 года. Этот рефлекс «холодной войны» настолько силен, что через два десятилетия отхода России от тех бастионов, он вводит в заблуждение. Не каждое событие на территории бывшего Советского Союза является повторением советской истории.

Столкновение между Россией и Грузией по Южной Осетии, которое драматически обострилась 8 августа, поистине имеет много общего с войной на Фолклендских островах 1982 г., что был связан с кризисом «холодной войны». В то время, когда аргентинская хунта наслаждалась общественным одобрением за то, что им удалось вернуть Фолкленды без кровопролития, Генри Киссинджер предвидел совершенно неожиданный военный ответ Англии с комментарием: «Ни одна великая держава не отступает навсегда». Возможно, сегодня Россия остановила длинное отступление в Москву, которое началось при Горбачеве.

В конце 1980-х, когда СССР ослабел, советская армия вышла из стран Восточной Европы, которые откровенно негодовали фактом ее присутствия как гаранта непопулярного коммунистического режима. Эта тема была подхвачена повсюду в новых республиках ушедшего Советского Союза и продолжилась в период премьерства Путина, когда российская армия покинула даже базы в Грузии.

Для многих русских это обширное геополитическое отступление с территорий, которые были частью России задолго до прихода коммунистов к власти, не принесло никакой выгоды в отношениях с Западом. Чем больше Россия отступала, тем больше Вашингтон и его союзники обвиняли Кремль в его имперских амбициях.

Сегодня, в отличие от стран Восточной Европы, российские войска популярны в таких самопровозглашенных государствах, как, например, Южная Осетия или Абхазия. Портрет Владимира Путина можно увидеть чаще, чем портрет президента Южной Осетии, бывшего чемпиона СССР по борьбе Эдуарда Кокойты. Русские воспринимаются здесь как защитники от повторной этнической чистки со стороны грузин.

В 1992 году Шеварднадзе попытался с помощью поддержки Запада вернуть эти регионы под контроль Грузии. Война тогдашнего грузинского президента стала бедствием для его народа, что привело к 300 000 или более беженцам из «очищенных» мятежных регионов, однако для осетин и абхазцев те зверские чистки грузинских солдат стали самым неизгладимым воспоминанием.

С тех пор грузины вскармливали их унижение. Несмотря на то, что Михаил Саакашвили мало что сделал для беженцев с тех пор, как пришел к власти в начале 2004 г. − помимо того, что выселил их из общежитий в центре Тбилиси, чтобы освободить место под застройку, − он потратил 70% бюджета Грузии на армию. А в начале прошлой недели решил продемонстрировать силу.

Саакашвили отправил своих солдат в Ирак и Афганистан с целью добиться членства Грузии в НАТО − и был четко уверен в поддержке Америки. Улицы Тбилиси увешаны плакатами с изображением Джорджа Буша-младшего бок о бок с его грузинским протеже. Проспект имени Джорджа Буша ведет к тбилисскому аэропорту. Однако Саакашвили пренебрег изречением Киссинджера: «Великие державы не жертвуют собой ради союзников». Возможно, его неоконсервативные союзники в Вашингтоне так же забыли это. Остается надеяться, что нет.

А что думают и говорят о вооруженном конфликте наши братья-славяне белорусы? «Не только из–за погибших миротворцев, но в том числе и по этой причине в противостояние грузин и осетин неминуемо оказывается втянута Россия. Большинство граждан самопровозглашенной кавказской республики имеют российские паспорта.          Кроме того, можно не сомневаться, что на подмогу братьям по крови пойдут жители российской Северной Осетии−Алании, − пишет газета «Советская Белоруссия», (учредителем которой является администрация президента Республики Беларусь и редакционный совет.) − Каким арсеналом средств и возможностей в данном конкретном случае располагает Москва, вскоре стало ясно. Вчера днем (8 августа – Авт.) подразделения российской армии выдвинулись в сторону Цхинвали.

Грузинский президент Михаил Саакашвили заявил: «Со стороны России осуществлена бомбардировка нашей территории − населенных пунктов, мирных объектов» − и объявил всеобщую мобилизацию.
          Ситуация настолько запутанная, что в ней не смогли (или не захотели) разобраться члены Совета Безопасности в Нью–Йорке, которых российский представитель при ООН буквально поднял в 2 часа ночи с постели на экстренное совещание. Оно закончилось ничем, как и другие дипломатические усилия.  Дипломатия как искусство обуздывать силу (по Киссинджеру) в случае с Южной Осетией наглядно терпит крах. Вашингтон и Брюссель, два политических центра, имеющих влияние на Тбилиси, можно сказать, дежурно призвали немедленно положить конец насилию. Без последствий»...

По ситуации в Южной Осетии высказался и белорусский МИД. Заместитель начальника управления информации Мария Ваньшина заявила, что «только незамедлительное прекращение огня, мирный и цивилизованный путь проведения переговоров должны обеспечить стабилизацию ситуации в Южноосетинском регионе и на всем Кавказе».

Кстати, Белоруссия не прекратила авиационное сообщение с Грузией. По информации авиакомпании «Белавиа», рейсы из Тбилиси в Минск осуществляются в штатном режиме. В то же время, белорусский МИД рекомендовал жителям республики отказаться от поездок в Грузию и на Кавказ.

А как реагирует на агрессию Грузии соседка России − Украина? По меньшей мере странно.  На днях появилось сообщение о том, что Киев готов к заключению договора с Россией об использовании кораблей Черноморского флота в военных конфликтах.
Об этом сообщил на пресс-конференции специальный представитель президента Украины, замминистра иностранных дел Константин Елисеев.
«Украинская сторона к этому готова», – сказал он.
По его словам функционера, для Украины является неприемлемым факт, когда корабли ЧФ России, которые временно находятся на территории Украины, используются в вооруженном противостоянии.
10 августа Украина предостерегла российскую сторону от возможного участия кораблей Черноморского флота в югоосетинском конфликте.
Кроме того, спецпредставитель президента Украины заявил, что военно-техническое сотрудничество между Украиной и Грузией является легитимным.
По его словам Елисеева, осуществляя военно-техническое сотрудничество с суверенными державами мира, включая Грузию, Украина четко руководствуется резолюцией Совета безопасности ООН.

Думается, что все это звенья одной цепи. Похоже, что руководство этой закавказской республики планомерно и настойчиво готовилось «наводить конституционный порядок» военным путем с «реакционными режимами» в Южной Осетии и Абхазии.

Вот и дошло дело до откровенного геноцида. Правда, те же западные политики не спешат признавать сей очевидный факт. Сколько же еще надо убитых, (раненых и беженцев) в этой многострадальной непризнанной республике, чтобы на Западе наконец-то открыто заявили: «Да, это геноцид».

Этот вопрос прозвучал на заседании ООН из уст российского дипломата. Но ответа он не услышал. Так же как в свое время западные политики не услышали предложений России о том, что Грузия должна подписать договор о неприменении оружия в отношении непризнанных республик, расположенных на грузинской территории.

И последнее. Западные политики и некоторые зарубежные СМИ упрекают российское руководство в «неадекватности» применения военной силы к грузинской стороне. Почему-то на Западе все те же политики и отдельные СМИ упорно пытаются доказать «вину» России. И при этом совершенно «забыли», что военный конфликт развязал Тбилиси. А получив отпор, грузинское руководство пытается, как говорится, с больной головы переложить на здоровую.

 

                                                              Николай Алексеев,

г.Минск.