Владимир Давыдов, политолог

Восьмое Послание президента России Федеральному Собранию РФ, вопреки ожиданиям многих аналитиков, по своей тональности и содержанию не стало рубежным, суммирующим результативность действующей администрации. Напротив, Владимир Путин генерировал новизну подходов ко всему спектру ближайших и перспективных задач — от острых социальных вопросов до приоритетных научно-технических изысканий.

Воздал должное глава государства и застарелым проблемам, которые достались его команде от предшественников, творившим внешнюю политику по технологиям крайне уступчивых переговорщиков. Одна из них, крайне болезненная для российских интересов — дисбаланс вооруженных сил в Европе.

«Как вы знаете, — напомнил Владимир Владимирович Путин собравшимся в Мраморном зале Кремля, — в 1990 году государства Варшавского договора и НАТО подписали Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Если бы продолжал существовать Варшавский договор — был бы понятен смысл этого документа. Сегодня же это означает лишь то, что на территории собственной страны мы ограничены в вопросах дислокации Вооруженных Сил общего назначения. С трудом, с трудом можно себе представить, чтобы, например, Соединенные Штаты Америки ограничивали на таком основании передвижение войск на собственной территории. Вместе с тем, Россия не только подписала, ратифицировала, но и на практике выполняет все положения этого договора — сокращенно ДОВСЕ» (www.kremlin.ru/administration.shtml)…

Действительно, уходивший в историю Советский Союз, а затем Россия существенно сократили свои группировки, управленческую инфраструктуру. «На Северо-Западе, — подчеркнул президент России, — у нас не осталось ни одного управления армейского и корпусного масштаба. Из европейской части страны выведены практически все виды тяжелых вооружений. Фактически — мы единственная страна, которая имеет так называемые «фланговые ограничения» на юге и на севере. И даже в условиях обострения ситуации в Чеченской Республике, Россия продолжала выполнять условия этого договора, согласовывала свои действия с партнерами».

А наши европейские партнеры даже не ратифицировали адаптированный Договор. Ссылаясь при этом на Стамбульские договоренности, предусматривающие вывод российских подразделений из Грузии и Приднестровья. На что В.В.Путин резонно заметил, что , во-первых, наша страна целенаправленно работает над решением этих непростых задач. А во-вторых, что самое главное — Договор об обычных вооруженных силах в Европе юридически не связан со Стамбульскими договоренностями.

Такое положение дал дает России основание утверждать, что наши партнеры в данном случае ведут себя, как минимум, некорректно, добиваясь односторонних преимуществ. Новые члены НАТО — Словения и государства Прибалтики, несмотря на предварительные договоренности с альянсом, вообще не присоединились к ДОВСЕ. Не ратифицируя под надуманным предлогом ДОВСЕ, натовские стратеги используют сложившуюся ситуацию для наращивания возле наших границ системы военных баз. Более того — они еще планируют разместить элементы противоракетной обороны в Чехии и Польше.

Словно предвидя такой поворот событий и реакцию российского президента, а может запоздало реагируя на его мюнхенские аргументы, Госдеп США 4 апреля 2007 г. разместил на своем портале информацию, смысл которой сводится к следующему. Мол, мы с 2001 года растолковываем этим русским очевидную идею о преимуществах совместного сотрудничества в области противоракетной деятельности. Читаем далее популярный документ внешнеполитического ведомства США: «Представители правительства США обсуждают американские планы в области противоракетной обороны и предлагают сотрудничество с 2001 года. Эти переговоры прозрачны и проводятся на всех уровнях, в том числе между двумя президентами, а также в Совете Россия-НАТО.

• 29 марта делегация США в НАТО выступила с публичным заявлением, еще раз подтверждающим наши прежние предложения о сотрудничестве, а также стремление усилить сотрудничество с Россией и НАТО в области противоракетной обороны.

• Американские планы в области противоракетной обороны не направлены против России и не представляют для нее угрозы. Ввиду расположения и возможностей средств противоракетной обороны в Европе предлагаемая система неспособна противодействовать российским межконтинентальным баллистическим ракетам». (http://usinfo.state.gov/russian).

Но, господа, консультации, надо полагать, российскую сторону устраивают, возмущает в практике двусторонних отношений другое — фактически нашу страну в последние годы ставят перед фактом односторонних решений. В этом ряду — выход из Договора по ПРО от 1972 года, расширение НАТО на Восток, размещение в Европе элементов американского стратегического оружия… Не много ли сюрпризов для «системных и регулярных переговоров»?

А совсем недавно США приняли решение о передислокации своих обычных вооружений из Германии в Болгарию и Румынию, и это очевидно выходит за рамки договора. В этих условиях соблюдать его де-факто для России не имеет никакого смысла. Поэтому президент очень своевременно и правильно сделал такое заявление. Это решение означает, что мы в дальнейшем будем руководствоваться собственными национальными интересами в части обеспечения обороноспособности. Во всяком случае, такая надежда, судя по содержанию мюнхенской речи и последнего Послания президента РФ, сохраняется.

Госсекретарь США Кондолиза Райс, комментируя фрагмент Послания президента РФ Федеральному собранию, вечером того же дня в Осло высказалась в том смысле, что Россия — не СССР и разговор о ДОВСЕ требует иного формата. Что касается геополитических реалий, то да, предшественники Владимира Путина сделали все возможное, в интересах «своих западных друзей», чтобы ограничить геостратегические ресурсы, пространство для маневра. Поэтому предложение главы государства о моратории на исполнение Россией ДОВСЕ вполне логично. Россия может считать себя свободной от фактически односторонних обязательств. До тех пор, пока все страны НАТО без исключения не ратифицируют его и не начнут его строго исполнять.

«Пора, наконец, и нашим партнерам не на словах, а на деле внести свой вклад в сокращение вооружений — справедливо заметил В.В.Путин. — Они ведь только увеличивают их. Но пора, наконец, внести свой вклад в сокращение вооружений. Хотя бы — в Европе. Предлагаю обсудить эту проблему в Совете Россия-НАТО. И в случае отсутствия прогресса в переговорах — рассмотреть возможность прекращения наших обязательств по ДОВСЕ».

Именно это обстоятельство вызвало крайне болезненную реакцию генсека НАТО Я.Х.Схеффера, который «не совсем понял», что имел в виду глава России. А спустя несколько часов он уже потребовал от Москвы разъяснений на тему о потенциальном моратории. Находясь в Осло, где проходило заседание Совета Россия-НАТО, де Хооп Схеффер сказал, что надеется получить вразумительный ответ в ближайшем времени. «Я ожидаю, что министр иностранных дел Лавров объяснит слова своего президента», — заключил Схеффер.

Не понятно, правда, зачем ему потребовался комментарий главы российского МИДа, поскольку президент России достаточно определенно высказался. Цитирую:

«Обращаю внимание на то, что впервые в Европе могут появиться элементы американского стратегического оружия. Очевидно, что такие планы Соединенных Штатов по размещению системы ПРО в Европе не являются проблемой исключительно российско-американских отношений.

Это, в той или иной мере, затрагивает интересы всех европейских государств, в том числе не входящих в НАТО. В этой связи вопрос заслуживает — и я бы даже сказал требует — обсуждения в ОБСЕ в рамках военно-политического измерения этой Организации.

Пора наполнить деятельность ОБСЕ реальным содержанием, повернуть Организацию лицом к проблемам, действительно волнующим народы Европы, а не искать только «блох» на постсоветском пространстве».

Впрочем, что касается Сергея Лаврова, то буквально накануне выступления В.В.Путина в Кремле, глава российского МИДа уже дал понять европейской общественности, как наша страна понимает взаимные обязательства в сфере двусторонних и многосторонних международных отношений. Выступая перед иностранными журналистами в Люксембурге 24 апреля 2007 года, глава внешнеполитического ведомства РФ подчеркнул: «Любое сотрудничество может быть только равноправным. Это предполагает равноправное взаимодействие с самого начала. Оно включает в качестве первого шага совместную оценку угроз, а затем совместное согласование тех мер, которые должны быть приняты, чтобы нейтрализовать такую угрозу. Те предложения, которые мы услышали, включают много идей о взаимных действиях кроме одного — совместный анализ угроз в этих предложениях не предусмотрен.

Нам сказали наши американские коллеги, что в Вашингтоне уже все решили, где лучше располагать элементы ПРО в интересах Европы, при этом, по-моему, ее особо не спрашивая. Это едва ли тот подход, который может вызвать у нас интерес. Он вызывает у нас серьезное беспокойство, поскольку если речь идет о тех угрозах, которые называются США, то необходимо конструировать эту систему ПРО по-другому. Для тех угроз, о которых говорит Вашингтон, нынешние идеи о размещении стратегических элементов ПРО в Европе не годятся. Они не помогут ликвидировать эти угрозы. Значит, имеются в виду какие-то другие цели. Мы хотим в этом разобраться. Иначе, подобного рода планы будут вести к дестабилизации ситуации в Европе, Это. наверное, не в чьих интересах».

И далее: «Мы категорически против того, чтобы Европа становилась полем чьей-то игры. Мы в такие игры не играем. Я также не хочу, чтобы складывалось впечатление, что продолжающиеся дискуссии между Москвой и Вашингтоном на высоком и самом высоком уровне сами по себе достаточны, чтобы решить эту проблему. В ходе этих дискуссий мы так и не можем получить ответ на вопрос, зачем для того, чтобы защищаться от гипотетической угрозы со стороны Ирана нужно создавать систему, которая эту задачу не решает, но которая создает сегодня реальную проблему для безопасности России. Сколько бы дискуссия не проводились, пока ответа на этот вопрос не будет получено, не наступит конца этим играм, в которые пытаются втянуть Европу.» (www.mid.ru)

Намек К.Райс на то, что Россия-де не СССР, достаточно прозрачен. Если его понимать, как констатацию факта: Россия — жертва «холодной войны» и ей следует знать свое место… Как представляется, именно осознание этого места — РФ в минувшем году по основным экономическим показателям вошла в десятку лидирующих стран мира — и позволило В.В.Путину сделать вполне взвешенное заявление.

Собственно, смена политического режима на 1/7 суши не изменила понимания смысла военных угроз, которые с момента драматического развала Советского Союза заметно возросли, и это лучше видится из Москвы, чем из Вашингтона, Брюсселя или Осло!..