В Сирии прекратила свою деятельность миссия международных наблюдателей ООН и ЛАГ. Формально наблюдатели стали сворачивать свою работу еще несколько месяцев назад из-за роста насилия в стране. Сейчас же они спешно покидают Сирию, что свидетельствует о том, что международное сообщество потерпело полное фиаско в урегулировании сирийского конфликта.

Этому решению предшествовала отставка Кофи Аннана с поста спецпосланника ООН по Сирии. В конце прошлой недели на эту должность был назначен бывший министр иностранных дел Алжира Лахдар Брахими, однако уже сейчас мало кто верит, что ему удастся переломить ситуацию и сделать более того, что сделал Аннан. Это понимает, судя по всему, и сам Брахими, который накануне заявил, что нуждается "в сильной и реальной поддержке Совета Безопасности". Однако противоречия в Совбезе ООН по-прежнему непреодолимы.

"Самое важное сейчас – это поддержка международного сообщества и, вне всяких сомнений, арабских государств", – заявил Брахими. По его словам, на днях он проведет встречу с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и представителями пяти стран – постоянных членов Совбеза, после чего направится в Каир на встречу с генсеком ЛАГ Набилем аль-Араби. Только после этих переговоров он проведет встречи со сторонами сирийского конфликта. "В любом случае ни ООН, ни ЛАГ не могут оставить Сирию в таком состоянии. Наш долг – попытаться что-то сделать", – заключил Лахдар Брахими.

Фактически Брахими пытается повторить путь, проделанный Аннаном. Последний признал, что усилия его миссии не принесли результатов во многом из-за противоречий в Совете Безопасности ООН. Так или иначе, но назначение нового спецпосланника ООН – это не более чем хорошая мина при плохой игре, так как сегодня фактические все стороны признают, что в настоящее время мирного выхода из сирийского кризиса не существует.

Это косвенно подтверждает и решение прекратить действие миссии наблюдателей и заменить ее открытием координационного бюро ООН в Сирии. Такое решение было принято 16 августа на заседании Совбеза ООН. "Мы учли рекомендации генерального секретаря ООН и достигли согласия об открытии в Сирии координационного бюро", – заявил на прошлой неделе постоянный представитель Франции при ООН Жерар Аро.

Споры в Совбезе ООН по поводу Сирии не утихают. Несмотря на принятие решения о создании координационного бюро, члены СБ не смогли достигнуть консенсуса по другим вопросам. В частности, члены Совбеза ООН отказались осудить последний теракт в центре Дамаска, что привело к резкой критике со стороны России. В этой связи МИД РФ выступил заявлением, указав что неспособность СБ ООН осудить теракт в Дамаске поощряет организаторов этого преступления к продолжению преступной деятельности.

Однако западные члены Совбеза ООН под предлогом "недостатка информации" о характере инцидента заблокировали принятие российского проекта. "С непониманием воспринимаем такую позицию наших западных партнеров. Какими бы ни были серьезными разногласия между членами Совета Безопасности по политическим вопросам, Совбез никогда в прошлом не отказывался от реакции на акции, представляющие угрозу ооновским миротворцам", – прокомментировали эту ситуацию в российском дипломатическом ведомстве.

На этом фоне Организации исламского сотрудничества на прошлой неделе приняла решение приостановить членство Сирии в ОИС, что стало очередным свидетельством изоляции Дамаска. Данное решение было инициировано Саудовской Аравией и Катаром, которые являются самыми преданными союзниками Запада в сирийском конфликте. Данный факт в очередной раз подтверждает, что ряд арабских стран идет на поводу у США и выполняет политический заказ по изоляции сирийского режима.

Между тем начинают сбываться наихудшие прогнозы относительно выхода сирийского конфликта за пределы одной страны: несколько дней назад резко обострились отношения ливанских суннитов и шиитов, в результате чего страна оказалась на пороге серьезного межнационального конфликта. Причиной обострения отношений непосредственно послужил сирийский вооруженный конфликт, в котором ливанские сунниты поддерживают вооруженных повстанцев, а шииты – правящий режим Асада.

В воинских частях, дислоцированных в крупнейших городах Ливана – Бейруте и Триполи, была объявлена тревога после угроз шиитов в адрес сирийских оппозиционеров. Глава шиитского клана аль-Мекдад, чей сын был похищен в Дамаске, поставил ультиматум Сирийской свободной армии освободить его сына, иначе ливанские шииты будут брать в заложники всех сирийцев, выступающих на стороне оппозиции.

Однако сирийские оппозиционеры не стали освобождать сына аль-Мекдада, сославшись на то, что он является помощником заместителя генерального секретаря "Хезболлах" шейха Наима Касема и прибыл в Сирию с "тайной военной миссией". После этого в Ливане последовали новые похищения представителей сирийской оппозиции.

В складывающейся ситуации президент Ливана Мишель Сулейман призвал лидеров политических партий и блоков собраться на экстренный раунд национального диалога. Конкретных результатов эта встреча не принесла. По ее завершении ливанский премьер-министр Наджиб Микати заявил, что ситуация в Ливане остается "исключительно трудной, однако оснований для введения в стране чрезвычайного положения нет". Однако Саудовская Аравия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты призвали своих подданных спешно покинуть территорию Ливана в связи с угрозой обострения межконфессиональной розни.

Последние события показывают, что угроза разрастания полномасштабного суннито-шиитского конфликта в регионе стала реальной как никогда. Помимо Сирии и Ливана в конфликт уже наверняка втянут Иран, а также, возможно, еще ряд стран.

http://www.novopol.ru/text131983.html