ВОТ АНГЕЛ ПРОЛЕТЕЛ НЕМИЛОСЕРДНЫЙ…

Спустя 58 лет после массированной бомбардировки Белграда люфтваффе по городу    нанесла самый крупный ракетно-бомбовый   удар   авиация   НАТО 

24 марта исполнилось 10 лет с начала агрессии НАТО против суверенного европейского государства – Союзной Республики Югославии. Эта операция в планах натовских стратегов получила циничное наименование «Милосердный ангел». Она продолжалась 78 дней и ночей и унесла жизни около 3500 сербов, а еще около 10 тысяч человек были ранены. Общий ущерб от бомбардировок оценивается примерно в 30 миллиардов долларов.

Однако сброшенные на Югославию 10 лет назад боеприпасы поистине оказались бомбами замедленного действия. Дело в том, что натовцы использовали боеприпасы с обедненным ураном, источником радиоактивного излучения. Оно ощущается по сей день, вызывая у людей раковые заболевания. Количество заболевших раком в Сербии за эти годы выросло в несколько раз. Растет число детей, которые при рождении так и не увидели жизни или же появились на свет с серьезными отклонениями.

Есть и последствия иного рода, о которых западная печать практически ничего не пишет. Но обо всем по порядку.

Недавно по одному из каналов центрального телевидения был показан фильм «Мечта из Аризоны». Впечатляет первый же его эпизод, поданный как философская притча. Вожак  собачьей упряжки вытаскивает – в буквальном смысле с того света – каюра, провалившегося в полынью. Повинуясь зову жизни, вожак затаскивает индейца на санки, и собаки мчат человека к стойбищу. Музыкальным рефреном фильма звучит мелодия «Машина смерти», ставшая необычайно популярной во всем мире.

Этот культовый голливудский фильм поставил известный режиссер Э. Кустурица. Он родом из Югославии, а на родине и в Европе хорошо  известен и другой своей талантливой кинокартиной. Какой же?

Прежде чем ответить на этот вопрос, совершим небольшой экскурс в историю послевоенного европейского кино. Пожалуй, нет такой другой страны в Западной и Центральной Европе, где события второй мировой войны, жертвы и героизм народа в борьбе с агрессором не отразились бы так ярко в национальном кино, как в Югославии. В югославских лентах пятидесятых, шестидесятых, семидесятых годов  трагическая военная нота вызывает щемящее чувство не только у жителей этой многострадальной страны.

Подобным чувством пронизан и более ранний фильм Эмира Кустурицы «Подземелье». Картина Мастера получила широкую известность не только на Балканах, но и за их пределами; она стала обладательницей наград национальных и международных кинофестивалей. А сам Эмир Кустурица еще в 1981 году на кинофестивале в Венеции получил неофициальный титул режиссера ХХI века.

В основу фильма    положен потрясающий по своему эмоциональному воздействию и философским   обобщениям реальный эпизод 1941 года. Тогда гитлеровская Германия без объявления войны напала на Югославию. Попытки любого сопротивления агрессорам и их пособникам подавлялись с беспредельной жесткостью. Машина смерти агрессоров не знала никакой пощады. Гитлер потребовал, чтобы за одного убитого немецкого солдата расстреливали тысячу сербов. Белград подвергся варварской бомбардировке, сопоставимой по масштабам и  последствиям с Герникой,   Роттердамом, Ковентри. Массированные атаки с воздуха по югославской столице были совершены в апреле 1941 года.

 А спустя   58 лет, день в день, по Белграду нанесла самый крупный ракетно-бомбовый   удар   авиация   НАТО. Воздушная   армада Североатлантического альянса составляла 120 самолетов! Произошло это в тринадцатую  ночь после начала   агрессии – 6 апреля 1999 года, в тот самый   день,   когда бомбардировщики люфтваффе в сорок первом нанесли первый воздушный удар по одной из красивейших столиц Европы...

Тогда, в сорок первом, немецкие   бомбы   угодили и в сугубо мирный объект – белградский зоопарк, одно из любимейших мест отдыха жителей столицы. Множество зверей погибли. Но оставшиеся в живых хищники, вырвавшись на свободу, натворили немало бед. Об этом рассказывает, об этом размышляет Эмир Кустурица в своей киноленте «Подземелье». Свобода для зверей в условиях несвободы для людей. Такой вот парадокс времен войны...

Говорят, что история повторяется. Как и весной сорок первого, во время недавней агрессии НАТО против Сербии животные в вольерах и клетках белградского зоопарка вновь оказались   под угрозой. Всего там находятся 285 крупных зверей, в том числе и редкие.

Что же с ними произошло в наши дни? Однажды павлины пронзительным криком оповестили зверей и людей об очередной воздушной атаке. В белую сову, живущую в зоопарке вот уже десять лет, ночью попал осколок. И хотя его потом под перьевым покровом обнаружили и удалили служащие зоопарка, поведение ночной птицы резко изменилось. Сова стала крайне агрессивной к людям и даже к собственному птенцу. Однажды в порыве беспричинной ярости она набросилась на птенца и заклевала его до смерти.

Аналогичным зловещим переменам подверглась и модель поведения других животных Белградского зоопарка. Затоптала своего детеныша зебра, а у некоторых самок почти одновременно начались преждевременные роды.

Одна из достопримечательностей зоопарка – хищники. Их будущее вызывало особую тревогу. В частности, это львы, тигры, волки. К последним у сербов особое, почти мистическое отношение. Его корни уходят в глубокую древность,    в языческие времена, когда этот обитатель европейских равнинных и горных лесов обожествлялся – за его силу, ум, ловкость, выносливость. 

Предки южных славян нарекали именем этого животного детей – в надежде, что они обретут в жизни его лучшие качества, научатся выживать и побеждать в схватках с многочисленными врагами. И по сей день у сербов очень популярно имя Вук, что в переводе с сербско - хорватского означает волк. Отсюда и фамилия – Вукович.  

Но вернемся в Белград-1999. Если бы ракетно-бомбовые удары по столице продолжились, то, как сообщалось, властям пришлось бы пойти на крайнюю меру - уничтожить хищников, в том числе и волков. С учетом печального опыта сорок первого года. Как говорили, если против волков   пошлют полицейских или солдат, то среди них наверняка могут быть люди с именем Вук или с фамилией Вукович. Ведь она у сербов встречается так же часто,  как у русских – Иванов. Или – Волков.

Особо следует сказать о пернатых хищниках, живших в свободных условиях. В последние годы в Македонии   наблюдалось настоящее вторжение орлов, ястребов, соколов. Это «беженцы» из соседнего края Косово, охваченного войной. Они вынуждены были в буквальном смысле слова сняться с насиженных мест. То есть с гнезд. Ибо птицы думали о выводе потомства. А в неблагоприятных внешних условиях процесс размножения резко замедляется или прекращается вовсе.

 По этой же причине в Косове практически исчезло и поголовье домашней птицы. Когда 25 ноября 1999г. президент США Билл Клинтон совершил кратковременный визит в Косово, чтобы отметить день благодарения с дислоцированными там американскими военнослужащими, индейку, традиционное праздничное блюдо, которое президент разделил с «джи-ай», срочно доставили из-за океана. На месте эта птица стала редкостью. 

Так что война вынудила совершить массовый исход из Косово не только людей, но и зверей и птиц. Если после ввода в этот край миротворческих контингентов кто-то из беженцев стал возвращаться, то этого не скажешь о животных. К тому же крайне негативное воздействие на природную среду оказало отравление атмосферы продуктами сгорания. После бомбардировок нефтехранилищ и перерабатывающих предприятий кислотные осадки выпадали не только в Югославии, но и в соседних странах. По мнению экспертов, это сказалось на урожае   последующих нескольких лет.

Итак, фильм Эмира Кустурицы оказался своего рода пророчеством, взглядом в будущее. Поразительная деталь: во время одного из налетов на Белград бомба взорвалась рядом с национальным кинохранилищем. Там хранятся 75 тысяч кинолент, в том числе и весьма редких. Там же – и копии ленты «Подземелье». Как будто те, кто бомбил югославскую столицу в 1999 году, хотели уничтожить и пророческий фильм Кустурицы. Среди них, кстати, были и немецкие пилоты. Как тогда, в сорок первом...