Новый закон об их деятельности содержит много коррупционных моментов

Президент Дмитрий Медведев подписал закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Служба судебных приставов превращается по сути в новую мощную силовую структуру. В каждом территориальном органе ФССП будут созданы отделы по организации работы по розыску должников и их имущества. Для розыска должников они смогут нанимать частных детективов. Хотя, прежде чем сделать это, финансовые моменты, связанные с оплатой частного сыска, надо будет обговорить с взыскателем, поскольку частный сыск будет приводиться за его счет.

Это положение достаточно подробно обсуждалось в СМИ еще на уровне проекта. В окончательном варианте его всей душой поддержали коллекторы, считающие, что благодаря новому закону судебным приставам будет легче работать и взыскивать долги. И особенно их радует пункт о возможности привлечения частных детективов за счет взыскателя.

А вот вопрос о правах приставов в отношении иностранцев и лиц без гражданства особого внимания не удостоился. А зря.

Статья 3.10 Кодекса об административных правонарушениях пополнилась сразу несколькими пунктами:

  • "При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации".
  • "В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации".
  • "Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Почему стоит остановиться на этих пунктах, где, между прочим, нет ни одного упоминания службы судебных приставов?

Во-первых, упоминания об этой службе вносятся в другие статьи и законы. А, во-вторых, странным оказывается именно это. Речь идет о порядке высылки из страны иностранных граждан, то есть в итоге к закону привязываются вещи, не имеющие к нему прямого отношения. И если посмотреть, сколько статей нового закона посвящены иностранным гражданам, то можно предположить, что и приезжают они все в Россию только для того, чтобы наделать здесь долгов.

Одним из наиболее громких дел, связанных с явной предвзятостью нашей фемиды, является дело тяжелобольной предпринимательницы Натальи Гулевич, обвиненной в неуплате долга "Номос-банку" и содержащейся под стражей, несмотря на то, что тюремное заключение представляет угрозу для ее жизни. Сама бизнес-леди уверяет, что стала жертвой рейдерского захвата принадлежавших ее фирме зданий на Садовнической набережной.

Но тут речь идет о гражданке России. Ее можно, несмотря на объявленную либерализацию законодательства по отношению к экономическим правонарушениям, держать в тюрьме, пока не умрет. А что делать, если избавиться надо от гражданина другой страны? Внесение в закон о судебных приставах поправок в соответствующую статью Кодекса об административных правонарушениях подсказывает выход из подобной ситуации: на нежелательного иностранного партнера можно натравить приставов, которые и добьются его принудительной высылки за пределы Российской Федерации. С глаз долой, из дела вон.

Между прочим, только что Организация экономического сотрудничества и развития отказалась принимать нашу страну в свои члены. Одна из причин – плохой деловой климат. То-то улучшат этот климат положения нового закона.

Надо сказать, что независимые эксперты открыто говорят о значительной коррупционной составляющей принятого закона. Не секрет, что до сих пор судебные приставы далеко не всегда проявляли особое рвение в поисках неплательщиков. И навряд ли новый закон что-либо здесь изменит. Причем, свою инертность судебные приставы обычно объясняют слишком маленькой зарплатой, которая совсем не стимулирует их к активному розыску должников. Видимо, по этой же причине приставы так часто оказываются действующими лицами рейдерских захватов: там денег не жалеют.

С другой стороны, утверждают эксперты, когда речь идет о неуплате значительных сумм, приставы нередко предлагают должнику закрыть дело за взятку. И вот новый закон позволяет задерживать должника и содержать его под стражей. Каким образом все это будет происходить? Где будут содержаться должники, если изоляторы временного содержания не находятся в ведении службы приставов? Кто, наконец, будет осуществлять надзор за деятельностью службы приставов, оценивать, правомерно ли был задержан должник? Опять частным лицам будет предоставлено почетное право безнадежно опротестовывать в суде действия государственной структуры?

Создается впечатление, что пункт о задержании рассчитан лишь на то, чтобы припугнуть должника и заставить его платить за прекращение дела.

Российские правозащитники и неформальные борцы с коррупцией не раз и не два говорили о том, что наши законы специально делаются "взяткоемкими". С этой точки зрения новый закон о судебных приставах выглядит крайне подозрительно.

И, наконец, последнее замечание. Закон уточняет квалификационные требования к судебным приставам. Так, до внесения поправок приставу достаточно было иметь среднее общее или среднее профессиональное образование. Теперь образование должно быть высшим, юридическим или экономическим. Ранее отказать в назначении на должность судебного пристава могли только в одном случае: если гражданин имеет судимость. Теперь таким поводом становится снятая судимость, а также уголовное преследование, либо осуждение за преступление по приговору, вступившему в законную силу. Поводом для отказа является и уголовное преследование, прекращенное за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, амнистией или деятельным раскаянием.

Вот только сумеют ли люди, отобранные с большим пристрастием, противостоять соблазнам, которые таят в себе другие статьи закона?