Идея мирового господства окрепла в Риме во времена республики, в условиях рабовладельческой демократии и культа юстиции, который напоминает культ сутяжничества в современных Соединённых Штатах. Демократия и милитаризм – эти слова были паролем римского могущества вплоть до Октавиана Августа, который превратит республику в империю и утвердит собственный культ божественного цезаря.

      Самый последовательный демократ и республиканец в мировой истории (он же – идеал для любого демократа и республиканца современных США), Марк Тулий Цицерон говорил: «По воле богов, римляне созданы, чтобы повелевать всеми народами». Одним из благовидных обоснований (а они так льстят самолюбию граждан!) экспансии был правильный, демократический образ жизни, который Рим нёс миру и разрушенному Карфагену. Как это похоже на политику США последних пятидесяти лет… Многое объединяет древних римлян и современных американцев – и не только такие образы, как «капитолийский холм». Известны три эпохи «однополярного мира», и первой была эпоха Pax Romana. Затем – Pax Britannica и (после победы в холодной войне над проектом «Pax Sovetica») Pax Americana. Последняя эпоха длится и в наше время, когда всё чаще претензии американцев на однополярный мир выглядят неубедительными. Итак, англосаксонский мир, Британия и Соединённые Штаты. Но преемственность с Римской империей иначе видели в других культурах: наследниками римлян считали себя и немцы, – по линии Западной Римской империи и империи Карла Великого, к Священной Римской империи германской нации и, наконец, к Третьему Рейху. И московиты. Ведь у нас заговорили о «Третьем Риме», когда Москва только-только обрела независимость от Золотой Орды и при Иване Третьем Великом присоединила к «всея Руси» Великий Новгород. Два Рима пали, третий стоит, четвёртому не бывать – говорили на Руси, ощущая преемственность с Римом по византийской линии.

      Наследие Западной и Восточной Римских империй и империи Карла Великого сказалось на имперском мышлении Средневековья, когда за каждым королевским троном виделся реальный или воображаемый трон более высокого сюзерена, императора. Пережитком тех представлений о геополитике станет символическая «Священная Римская империя Германской нации», которую разрушит Наполеон – яростный строитель нового, постреволюционного имперского порядка. К этому времени европоцентризм уже сформировался как националистическая идеология, доказывавшая превосходство европейцев над иными народами, которые пригодны только для обслуги белых господ. Английская колонизаторская политика (а её история богата на кровавые расправы) в этом смысле аналогична агрессивным движениям революционной Франции и Наполеона. Запоздалым (и наиболее агрессивным) партизаном европейского расизма был и Гитлер, фанатично веривший в превосходство немецкого солдата над «недочеловеками». Как верили воины Дария во всесильного Ахурамазду.   Блестящую пародию на экспансионистские фантазии монархов оставил Франсуа Рабле – задолго до Наполеона и Гитлера. Вспомним один из ключевых эпизодов истории про Гаргантюа – войну с королём Пикрохолом, мечтавшим завоевать весь мир: 

    «Как  скоро  лепешки  были  отобраны,  к  Пикрохолу явились герцог де Шваль, граф Буян, военачальник  Молокосос  и  сказали ему: 

      – Ваше   величество!  Сегодня  вы  у  нас  будете  самым счастливым,  самым  непобедимым  государем   после   Александра Македонского. 

      – Наденьте шляпы, наденьте шляпы! – сказал Пикрохол.       

       – Весьма  признательны, ваше величество, – сказали они, – мы знаем свое место. Вот наш совет: оставьте здесь небольшой отряд во главе с каким-нибудь военачальником, – этот  гарнизон будет охранять крепость, которая, впрочем, представляется нам и так достаточно защищенной благодаря естественным укреплениям, а также   благодаря  крепостным  стенам,  возведенным  по  вашему почину.  Армию  свою   разделите   на   две   части   как   вам  заблагорассудится.  Одна  часть  обрушится  на  Грангузье с его войском. В первом же бою она без труда разобьет  его  наголову. Там  вы  сможете  огрести  кучу денег, – у этого мужлана денег уйма. У мужлана, говорим мы, ибо у благородного государя  гроша за  душой  никогда  не бывает. Копить – это мужицкое дело. Тем временем другая часть  двинется  на  Они,  Сентонж,  Ангумуа  и Гасконь,  а  также  на  Перигор,  Медок  и Ланды и, не встречая сопротивления, займет города, замки и крепости.  В  Байенне,  в Сен-Жан-де-Люс  и  в  Фуэнтеррабии  вы  захватите  все  суда и, держась берегов Галисии и Португалии, разграбите все  побережье до  самого  Лиссабона, а там вы запасетесь всем, что необходимо завоевателю. Испанцы, черт их дери, сдадутся, – это  известные ротозеи!  Вы переплывете Сивиллин пролив и там на вечную о себе память воздвигнете два столпа, еще  более  величественных,  чем Геркулесовы,   и   пролив   этот   будет   впредь   именоваться Пикрохоловым морем. А как пройдете Пикрохолово море, тут вам  и Барбаросса покорится... 

        –   Я его помилую, – сказал Пикрохол. 

        –  Пожалуй,  –  согласились  они, – но только он должен креститься. Вы не преминете  захватить  королевства  Тунисское, Гиппское,  Алжирское,  Бону,  Кирену,  всю  Барбарию.  Далее вы приберете к рукам Майорку, Менорку, Сардинию, Корсику и  другие острова   морей  Лигурийского  и  Балеарского.  Держась  левого берега, вы  завладеете  всей  Нарбоннской  Галлией,  Провансом, землей  аллоброгов,  Генуей,  Флоренцией, Луккой, а там уж и до Рима рукой подать. Бедный господин папа умрет от страха. 

        –  Клянусь честью, я не  стану  целовать  ему  туфлю, – сказал Пикрохол. 

         – Завоевав  Италию,  вы  предаете  разграблению Неаполь, Калабрию, Апулию, Сицилию,  а  заодно  и  Мальту.  Желал  бы  я видеть,  как эти несчастные рыцаришки, бывшие родосцы, станут с вами сражаться, посмотрел бы я, из какого они теста сделаны! 

          – Я бы с  удовольствием  проехал  оттуда  в  Лорето,  – сказал Пикрохол. 

           – Нет,  нет, – сказали они, – это на обратном пути. Мы лучше возьмем Крит, Кипр, Родос, Кикладские острова и ударим на Морею. Вот мы ее уже,  слава  Тебе  Господи,  заняли.  И  тогда берегись, Иерусалим, ибо могуществу султана далеко до вашего! 

            –  Я   тогда  вновь  построю  храм  Соломона,  –  сказал Пикрохол.         

            –  Нет, погодите немного, – возразили они. – Не  будьте столь  поспешны  в своих решениях. Знаете, что говорил Октавиан Август?  Festina  lente (Торопись  не  спеша   лат.)   Вам предстоит  сперва  занять  Малую  Азию, Карию, Ликию, Памфилию, Киликию,  Дидию,  Фригию,  Мизию,   Вифинию,   Сарды,   Адалию, Самагерию, Кастамун, Лугу, Себасту  – до самого Евфрата. 

           –  А Вавилон и гору Синай мы увидим? – спросил Пикрохол. 

           – Пока  не  для чего, – отвечали они. – Мало вам разве переплыть Гирканское море и промчаться по двум Армениям и  трем Аравиям? 

            – Честное  слово, мы спятили! – воскликнул Пикрохол. – Горе нам, горе! 

            – Что такое? – спросили они. 

            – А что мы будем пить в этих  пустынях?  Говорят,  Юлиан Август умер там от жажды со всем своим воинством. 

            – Мы  все предусмотрели, – сказали они. –  На Сирийском море у вас девять тысяч четырнадцать больших кораблей с  грузом лучшего в мире вина. Все они приплывают в Яффу. Туда же согнано два  миллиона  двести тысяч верблюдов и тысяча шестьсот слонов,    которых вы захватите на охоте в окрестностях Сиджильмассы,  как скоро  войдете  в  Ливию,  а кроме того, все караваны, идущие в Мекку,  будут  ваши.  Неужели  они  не  снабдят  вас  вином   в достаточном количестве? 

            – Пожалуй,  – сказал  Пикрохол,  – но только у нас не будет холодного вина. 

             –  Тьфу,  пропасть!   –  вскричали   они.   –  Герой, завоеватель,  претендент  и  кандидат на мировое владычество не может постоянно пользоваться всеми удобствами. Скажите спасибо, что вы и ваши солдаты целыми и невредимыми добрались до Тигра! 

              –  А что делает  в  это  время  та  наша  армия,  которая разбила этого поганого забулдыгу Грангузье?   

              –  Она  тоже не дремлет, – отвечали они, – сейчас мы ее догоним. Она завоевала для вас  Бретань,  Нормандию,  Фландрию, Эно,  Брабант, Артуа, Голландию и Зеландию. Она перешла Рейн по трупам  швейцарцев  и  ландскнехтов,  а   часть   ее   покорила   Люксембург,  Лотарингию, Шампань и Савойю – вплоть до Лиона, и здесь она встретилась с вашими легионами, возвращавшимися домой  после побед на Средиземном море.  Обе  армии  воссоединились  в Богемии,  опустошив предварительно Швабию, Вюртемберг, Баварию, Австрию,  Моравию  и   Штирию.   Затем   они   сообща   нанесли   сокрушительный  удар Любеку, Норвегии, Швеции, Дании, Готланду, Гренландии, Исландии -- до самого Ледовитого моря. Вслед за тем они заняли Оркадские острова и подчинили себе Шотландию, Англию и Ирландию. Далее, переплыв Песчаное море  и  пройдя  Сарматию,  разгромили  и  покорили  Пруссию,  Польшу,  Литву, Россию, Валахию, Трансильванию,  Венгрию,  Болгарию,  Турцию  и  теперь находятся в Константинополе.          

               –  Скорей  и  мы  туда! – воскликнул Пикрохол. – Я хочу быть также императором Трапезундским. И не перебить ли нам всех этих собак – турок и  магометан?».        

                 Разумеется, важную роль здесь играет тщеславие властителей – грех, который овладевает человеком. Властолюбие – властная страсть. «Враг пал гордостью. Гордость – начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот – искание покончить жизнь и, наконец, что нередко, – полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но, доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными» (архимандрит Софроний (Сахаров). Из книги «Старец Силуан Афонский»).      

               Наполеон открыто культивировал гордость, болезненное самолюбие и честолюбие – и подавал тем самым весьма заразительный пример тысячам эпигонов «великого человека». «Тебе, Боже, небо, а мне – вся земля», – эти горделивые слова Наполеона многое объясняют в природе тех, кто стремится к мировому господству.  

                Не раз поэтическими образами постигал природу бесовского властолюбия А.С.Пушкин. В сердце остаётся горький привкус строк, безжалостных к греху:

                 И умер бедный раб у ног
                 Непобедимого владыки…

                А царь тем ядом напитал
               Свои послушливые стрелы
               И с ними гибель разослал
               К соседям в чуждые пределы.      

               Впечатлял поэта и образ человека, которому посвящали симфонии и гимны, который стал для нескольких поколений эталоном сверхчеловека, бросающего вызов миропорядку. Пожалуй, этот властитель полумира до сих пор остаётся в истории примером самого сильного культа личности. В его судьбе дерзновенного игрока видели романтическое начало, а Пушкин обнажил ущербность генерала Бонапарта:

                Мы почитаем всех нулями,

                А единицами – себя.

               Мы все глядим в Наполеоны;

               Двуногих тварей миллионы

               Для нас орудие одно...

               И всё-таки не будем демонизировать грёзу о мировом господстве. Как часто именно она вытягивала народы из гибельной трясины гнилого прозябания. Влекла к открытиям, вдохновляла – и не только на кровопролитие. Полномощная власть сильной руки в истории куда чаще прекращала смуту и убийства, чем провоцировала их.

              В чём же секрет впечатляющей победительности самых отчаянных и заносчивых завоевателей? Ведь в послужном списке каждого из них триумфов больше, чем поражений. Каждого встречали цветами в захваченных странах, каждому вручали ключи от городов и бухались в ноги целыми государствами… В анализе этого феномена не обойтись без гипотез Льва Николаевича Гумилёва, без учения о пассионарности. Но хотелось бы обратить внимание на роковую слабость, заложенную в грешной природе человека, которой сполна умели пользоваться неистовые завоеватели. Известно, что подниматься по лестнице куда труднее, чем спускаться по ступенькам. И заставить себя сопротивляться агрессору, принимать смерть «за други своя» – это усилие, на которое способны не все люди и не все народы. Поэтому, как правило, народы и царства уступают инициативе агрессора – как Франция в 1940-м. Именно этим объясняются фантастические успехи завоевателей от Кира до Гитлера. Если бы Франция сопротивлялась отчаянно, если бы её армия была готова умереть за Родину, а народ поднял бы «дубину партизанской войны» – немецкая военная машина надолго бы застряла на родине генерала Бонапарта. Но всегда легче сдаться на милость победителю, выторговывая более удобное положение под властью новой империи. Случаи отчаянного, всенародного сопротивление сильному агрессору в истории нечасты – именно потому у самых успешных завоевателей создаётся впечатление собственной всесильности. Им кажется, что они крепко и властно держат под уздцы судьбы мира. Они, как Александр Македонский, уже готовы вознестись на небо и сравняться с богами. Особенность русской культуры в том, что свободолюбие народа в нас развилось сильнее, чем личное эгоистическое свободолюбие. В России с захватчиками борются до последней капли крови. А те, кто под различными предлогами идёт на компромисс с агрессором или вступает с ним в тактические союзы – в народной памяти остаются предателями. Поэтому и Карл Шведский, и Наполеон, и Гитлер похоронили свою удачу и надежду на мировую гегемонию именно в русских снегах. Самопожертвование во имя государства в критический момент – вот высшая доблесть русского народа.

              Продолжается многовековая ярмарка мировых сверхдержав, на которой зажигались звёзды всех частей света. И России необходимо будет отстаивать свои государственные интересы, отбивать чужую экспансию, выстраивать собственную. Мириться и конфликтовать. Именно государственные интересы! Ведь государство для нас – это не жалкий ночной сторож, который нанят разобщёнными джентльменами для верной службы. Государство Российское – это святыня, сплачивающая народ.

Арсений Замостьянов