Почему офицеры сегодня, несмотря на определенные сложности в службе (проблемы с жильем, неадекватную зарплату и т.д.) все-таки не спешат в одночасье уходить на «гражданку»? Итоги недавнего социологического опроса поучительны. Оказывается, в числе факторов, влияющих на их желание оставаться в рядах вооруженных сил, более 80 процентов респондентов назвали надежду на улучшение материального благополучия, рост престижности военной службы и шанс на получения квартиры. Но особо отметили гарантии медицинского обеспечения офицера и его семьи после выхода на пенсию.

Эти цифры были приведены на заседании пресс-клуба военных обозревателей при Управлении информации и общественных связей Минобороны, на котором присутствовал и обозреватель медиапортала «Хранитель». Разговор шел о состоянии и перспективах системы медицинского обеспечения Вооруженных Сил РФ. Мы решили проинформировать об этом читателей, так как проблемы, стоящие перед медиками силовых ведомств — МО, ФСБ, МВД, МЧС — во многом схожи. И кроме того, реформы, проводимые в военном ведомстве, зачастую становятся предвестниками аналогичных перемен не только в других силовых структурах, но и в странах СНГ.

Открывая заседание, начальник пресс-службы Минобороны России полковник Вячеслав Седов сообщил о важных изменениях в статусе Главного военно-медицинского управления Минобороны (ГВМУ). Речь идет о его подчинении в мирное время министру обороны, а в военное — начальнику Генштаба. Это предусмотрено директивой № Д-17 «О мерах по совершенствованию организации деятельности медицинской службы ВС РФ».

Напомним, что медслужба Вооруженных Сил РФ предназначена для медицинского обеспечения действий войск в вооруженных конфликтах, а также личного состава в ходе мобилизации и стратегического развертывания, подготовки и проведения первых операций. С другой стороны, медицинское обеспечение армии и флота — составная часть государственной системы здравоохранения, проводимая по территориальному принципу.

Вячеслав Седов представил журналистам начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ генерал-полковника медицинской службы Игоря Быкова. Комментируя вышеназванные изменения, генерал-полковник Быков (на снимке) сообщил, что они явились следствием глубокого анализа ситуации в медобеспечении Вооруженных Сил РФ всеми заинтересованными сторонами: Генеральным штабом ВС РФ, командованиями видов и родов войск, округов, флотов, ГВМУ Минобороны РФ (были проанализированы последние 10 лет). И это объективный процесс. Боевая готовность Вооруженных Сил РФ все больше зависит от военного специалиста, военнослужащего-профессионала. А его здоровье и сама жизнь — наибольшая ценность. Поэтому скорейшее возвращение служивых в строй — главная задача обеспечения боевых действий. Так что роль медицинского обеспечения армии и флота и в мирное, и военное время возрастают.

О важности данной проблематики можно судить хотя бы по таким цифрам. В соответствии с Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» на медицинском обеспечении только в Минобороны сейчас состоят 6,241 млн человек, а всего в силовых структурах государства более 7,6 млн человек. Поэтому медицинское обеспечение военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей — это важнейший фактор социальной и кадровой стабильности Вооруженных Сил и всех силовых структур.

Главный военный медик сообщил, что численность персонала медслужбы МО составляет более 130 тысяч медицинских работников, из которых 16 тысяч — офицеры (по штатам предусмотрено 16,5 тысяч). В военное время вся эта инфраструктура переводится на боевой режим и составляет основу системы медицинского обеспечения войск (сил) в операциях, готовую к выполнению своей миссии уже через 1-2 суток.

Сегодня военнослужащие составляют 19 процентов пациентов системы медобеспечения, военные пенсионеры и члены их семей — 15 и 42 процента. Медслужба ВС РФ имеет в своем составе 203 военных госпиталя на более чем 52 тысячи коек, 4 клиники военно-медицинских учебных заведений, 279 амбулаторно-поликлинических учреждений и подразделений, рассчитанных на 55 тысяч посещений в смену, 46 санаториев и домов отдыха. Затраты на военное здравоохранение России в 2006 году составили 6,6 млрд рублей (0,8 % от бюджета Минобороны), в том числе 3,6 млрд рублей — на содержание военно-лечебных учреждений.

Штатная численность медицинской службы ВС РФ мирного времени составляет порядка 16,5 тысячи военнослужащих и 136,4 тысячи человек гражданского персонала. Ежегодно в военных госпиталях и клиниках стационарное лечение получают более 800 тыс. военнослужащих; в амбулаторно-поликлинических учреждениях обслуживается более 14 млн посетителей, выполняется около 5 млн лечебных процедур и около 16 млн диагностических исследований, проводится более 100 тыс. амбулаторных хирургических операций. В дневных стационарах и стационарах на дому ежегодно получают лечение более 52 тыс. пациентов (при средней длительности лечения около 8 дней). По оценке генерал-полковника Быкова, это существенно превышает объемы работы структур, непосредственно подчиненных Минздравсоцразвития России.

Чем же было обусловлено решение о подчинении медицинской службы ВС РФ непосредственно министру обороны? В ходе анализа было выявлено устойчивое коренное различие систем материального и медицинского обеспечения в технологическом плане. Если тыловое обеспечение сегодня построено по принципу периодического (1-2 раза в сутки) подвоза и снабжения от тыла к войскам, то система медицинского обеспечения строится по принципу непрерывного (днем и ночью) розыска раненых, их непрерывной эвакуации и поэтапного, последовательного и преемственного оказания медицинской помощи при решающем факторе времени. Практика показывает: при непосредственном подчинении командующему задача будет решаться наиболее эффективно, а результат — тысячи спасенных жизней.

Анализ показал: в мирное время управление медицинским обеспечением, войдя в 1997 году в систему управления тылом, в значительной мере утратило оперативность и оказалось перегруженным несвойственными задачами. Сама специфика и условия деятельности Тыла Вооруженных Сил нейтрализовали контрольную деятельность медицинской службы над объектами тыла. Разве могла идти речь об эффективности и конечных результатах медицинского контроля и санитарно-эпидемиологического надзора за объектами и деятельностью Тыла ВС РФ в условиях, когда врач или эпидемиолог полностью зависел по службе от заместителя командира по тылу?

— На протяжении всей истории существования регулярной русской армии, — напомнил генерал-полковник Игорь Быков, — коренным принципом управления медицинской службой являлось ее непосредственное подчинение командирам на всех уровнях. В Уставе внутренней службы ВС РФ только у двух должностных лиц в обязанностях записано, что они отвечают за принятие мер по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, совершенствованию медицинского обеспечения личного состава. Это командир и начальник медслужбы.

За последние 3 года организационно-штатная структура системы медицинского обеспечения претерпела существенные изменения. Было сокращено около 5 тыс. неразвернутых и неэффективно работающих коек, расформировано 19 военных госпиталей с недозагрузкой более чем наполовину. Это принесло ощутимый экономический эффект.

Однако система муниципального здравоохранения, где в настоящее время оказывается медицинская помощь пенсионерам Минобороны РФ и членам их семей, не способна взять на себя в полном объеме медицинское обеспечение. Анализ показывает, что для окончательной оптимизации структуры необходимо в течение 2007-2008 гг. дополнительно сократить около 2 тысяч неэффективно работающих коек, сделав при этом акцент на развитие сети дневных стационаров поликлиник, где койка обходится в 7,2 раза дешевле, а результаты лечения не хуже.

В медобеспечении людей военных особая роль отведена санаторно-курортному лечению. Пожалуй, это главное звено при возвращении в строй военнослужащих и в мирное, и в военное время. Реабилитационно-восстановительные мероприятия предназначены для того, чтобы сократить число инвалидов и отдаленных осложнений. Для проведения таких мероприятий в военном ведомстве имеется 46 санаторно-курортных объектов. И если здравницы большинства других ведомств, по оценке главного военного медика, больше похожи на гостиницы, то военные санатории располагают мощными специализированными лечебными комплексами. Они, как и военные госпитали, имеют совершенно определенную направленность на период военного времени. Кстати, в 2006 году санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом было охвачено более 192,2 тысячи человек, в том числе в военных санаториях — более 168,7 тысячи человек.

Еще в 2002 г. глава государства утвердил переход к межведомственной унифицированной системе медицинского обеспечения. Одной из основных проблем в рамках перехода к этой системе — оптимизация сети военно-лечебных учреждений и создание территориальной системы медицинского обеспечения в самом Минобороны. При ее решении ГВМУ исходит из необходимости ликвидации параллелизма и дублирования деятельности военно-медицинских учреждений, повышения социальной защищенности военнослужащих независимо от места их службы.

По оценке начальника Главного военно-медицинского управления, загрузка военных госпиталей центрального подчинения ныне близка к оптимальной. Чего нельзя сказать о военных госпиталях видов и родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений: там она существенно ниже, чем в центре. Это свидетельствует о недостаточно рациональном использовании ресурсов этих госпиталей. Анализ показывает, что их организационно-штатная структура не в полной мере отвечает структуре заболеваемости прикрепленных контингентов и требует коренного пересмотра с сокращением незагруженных коек.

Другой причиной неэффективного использования военно-лечебных учреждений в видах и родах войск ВС РФ является «местничество». Зачастую эвакуация больных из соединений и частей видов осуществляется только в свои видовые госпитали вне зависимости от их удаленности. При этом возможности близлежащих военных госпиталей окружного подчинения не учитываются и не используются. И это несмотря на то, что в соответствии с требованиями руководящих документов медицинское обеспечение ВС РФ осуществляется по территориальному принципу, который заключается в медицинском обеспечении войск независимо от видовой принадлежности обслуживаемого личного состава.

Показатели загрузки в военных санаториях и домах отдыха видов и родов войск также ниже, чем в санаторно-курортных учреждениях центра. Прежде всего это связано с недостаточным развитием их материально-технической базы, что приводит к сезонной их недогруженности. В подходах к решению задач реформирования узковедомственные интересы доминируют над интересами государства.

Сегодня 27 процентов военно-медицинских учреждений находится в подчинении главнокомандующих видов Вооруженных Сил, командующих родов войск, начальников главных и центральных управлений, а около 21 процента содержится вне численности медицинской службы. Такое положение дел крайне негативно сказывается на решении вопросов, связанных с оптимизацией организационной структуры военно-медицинских учреждений, ликвидацией дублирующих объектов инфраструктуры. Отсутствие единого руководства не позволяет качественно проводить мероприятия в рамках реформ, проводимых в стране Министерством здравоохранения и социального развития России.

Работа, начатая руководством военной медслужбы еще в 2005 году, сегодня вылилась наконец в практические результаты. 6 июня с.г. начальник Генерального штаба ВС РФ подписал директиву о передаче в подчинение начальника медицинской службы ВС РФ военно-медицинских учреждений видов (родов) войск ВС РФ, главных и центральных управлений Минобороны РФ. Этой директивой к 1 января 2008 года в состав медицинской службы предусмотрено перевести 58 военно-медицинских частей и учреждений, 39 из них — в центральное подчинение, 19 — в подчинение начальников медицинской службы округов (флотов) по территориальному признаку.

Каковы же приоритетные направления в деятельности ГВМУ? Это создание системы медицинского обеспечения разновидовых войск (сил), приведение состава и структуры медицинской службы ВС РФ в соответствие с боевым составом российской армии и задачами, решаемыми ею в случае военных действий. Так что следует и впредь развивать медицинские силы и средства постоянной готовности. В числе важных задач своей службы ее руководитель назвал совершенствование нормативно-правовой базы военного здравоохранения, реформирование системы подготовки и распределения кадров, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия войск, создание и модернизацию медико-технических средств.

По мнению генерал-полковника Быкова, все это положительно скажется на здоровье тех, кто служит, как и тех, кто уже отслужил, а также членов их семей. А в конечном счете — интересам боеготовности армии и флота, социальной защищенности людей в погонах.