В России не нужно рисовать комиксы про выдуманных героев, у нас они настоящие. Нужно просто рассказывать их истории. Валерий Александрович Востротин - один из тех, кем наша страна по праву гордится.

 

Руководитель Союза десантников России и "Боевого братства" Москвы, военный эксперт "Ветеранских вестей", Герой Советского Союза, боевой офицер. Человеку-легенде 20 ноября исполняется 65 лет! Накануне юбилея Валерий Востротин пообщался с журналистом.

 

- Валерий Александрович, у вас на днях юбилей, и вы в прекрасной форме. Не поделитесь секретом?

 

- Для офицера само собой разумеющееся - хороший внешний вид. Тут все: и опрятность и физическая форма. Согласитесь, если офицер неряшливо одет, отрастил себе живот и еле ходит, какой у него будет авторитет? Тем более в десантных войсках, где очень жесткие требования к физподготовке. Во время службы ты всегда должен быть в прекрасной форме, а после я уже на автомате за собой слежу. А вообще хочу сказать, что мужчина должен выглядеть на свой возраст. Но даже если чуть-чуть постарел, все равно в военной форме будешь выглядеть хорошо. Хотя спортом я сейчас не занимаюсь, но зарядку делаю и на плавание хожу.

 

- А в роду у вас военные были?

 

- Вы имеете в виду кадровые?

 

- Да, кадровые.

 

- Нет, кадровых не было. Но я родился в 1952 году, меньше 10 лет прошло с окончания войны, тогда каждую семью она затронула. Мой отец воевал, был водителем «катюши». Три года на фронте сделали его профессиональным военным. И, наверно, первые представления о войне и о защитнике у меня сформировались благодаря ему. Еще я с раннего возраста начал читать — у отца была хорошая библиотека, в основном патриотическая.

 

- А кто у вас был любимый литературный герой в детстве?

 

- Главный герой книги «Живые и мертвые», Синцов.

 

- Вы сами захотели идти в ВДВ или сначала вас распределили, а потом вы поняли, что это ваше?

 

- Я вот всегда поражался невероятным рассказам артистов, что они случайно попали в профессию. Про себя я не скажу, что это было случайно. Речь идет о 1975 годе, я заканчивал суворовское училище, и нашей задачей было выбрать себе дальнейший жизненный путь. Вообще, цель таких военных училищ - привить желание стать военным. Я так скажу: в любом мужчине есть атавизм - потребность быть защитником. Он есть еще с каменного века, а сейчас в этом просто отпала необходимость. И теперь это чувство нужно из каждого вытаскивать. Я и сейчас занимаюсь тем, что через молодежные клубы даю возможность ребятам почувствовать себя защитниками.

 

Лучше на самых ранних этапах понять, можешь ты быть военным или нужно выбирать другой путь, потому что потом придется ломать судьбу. А насчет моего выбора... Я изначально хотел стать летчиком. Уже и документы все подал, и форма была сшита. Но тут к нам в училище приехал выпускник с весьма зловещей фамилией Посмертный прямиком из Рязанского училища. Он произвел впечатление - подтянутый, в тельняшке, в берете. В общем, пообщались с ним, и я пошёл к своему руководителю и попросил, чтобы меня направили в Рязань.

 

- Какое качество, на ваш взгляд, главное для десантников?

 

- Вот бытует мнение, что десантники считают себя элитными войсками. Мы сами же так никогда не говорим, мы люди скромные и профессиональные. А вот вы, журналисты, или чины в Министерстве обороны часто так нас характеризуют, и это правильно. Ведь главная задача десантных войск - вести боевые действия в тылу противника. У сухопутных войск есть базы в тылу, есть дороги, которые ведут в тыл, по которым можно перебрасывать раненых, боеприпасы, личный состав. А когда ты десантируешься, то у тебя нет ничего: ни аэродрома родного, ни дорог, ни возможности пополнить боеприпасы. Основное отличие десантника от другого военнослужащего - умение выполнять задачи в экстремальных условиях в течение долгого времени. Воевать успешно, чтобы обеспечить сухопутным войскам возможность для ведения наступления.

 

- Ваш коллега говорил, что сухопутные войска не побеждают без здорового элемента беспредела. А без чего не побеждает десант?

 

- Наверно, имеется в виду умение принять нестандартное решение. Это классический суворовский принцип. С десантниками все просто. Мы не побеждаем без того самого профессионализма, без грамотного управления, всестороннего обеспечения и, конечно, без надежной современной техники. Многие не знают, но был период, когда мы на велосипедах воевали. Десантировались десантники, а в мягких мешках велосипеды. А сейчас мы укомплектованы современными машинами. Так что никакого секрета нет. Техника, грамотное обеспечение, профессионализм и грамотное управление.

 

- Как и любому командиру, вам много раз приходилось принимать тяжелые решения. Какое из них было самое трудное?

 

- На войне все решения трудные. На учениях или в мирной жизни ты прежде всего думаешь о мерах безопасности, а на войне, на самом сложном участке, ты осознаешь, что могут быть потери. Сложность в том, какое подразделение отправить туда. Ведь тебе нужно выполнить задачу. Для меня лично самым тяжелым решением был переход из ВДВ в МЧС.

 

Сергей Шойгу, возглавлявший тогда МЧС, решил создать из войск гражданской обороны элитные войска по типу ВДВ и пригласил меня на должность замминистра. Я долго думал, ведь это означало почти перечеркнуть все, что было до этого, и весь свой опыт перенести в другое ведомство... Но теперь я горжусь тем, что сделал и для ВДВ, и для МЧС.

 

- Какие главные задачи решает Союз десантников России?

 

- Любая общественная ветеранская организация решает одну главную задачу — поддержка ветеранов. Это и внимание, мы вот, например, приглашали ветеранов на 99‑летие Рязанского училища. Для ветеранов такие мероприятия - большая радость. С лечением и протезированием стараемся помочь. Средства к нам поступают и от самих ветеранов и от неравнодушных людей. Назвать их спонсорами у меня язык не поворачивается, это друзья нашего союза. Также мы участвуем в конкурсах на гранты, продвигаем свои программы. Вторая наша задача - работа с молодёжью. У нас есть десантные клубы, где ребята занимаются, учатся и проводят свободное время. Под такие программы мы тоже получаем гранты, да и сами преподаватели у нас люди с очень благородным характером - иногда и сами закупали недостающее оборудование.

 

Третье - увековечение памяти. Война давно прошла, а история ВДВ в ней нечетко прописана. В начале войны стало понятно, что для десанта и самолетов не хватает, и главное ведь то, что десант используют для развития наступления, а мы воевали в обороне. Поэтому всех десантников "переквалифицировали" в пехотинцев. А ведь именно десантники удерживали тот самый Дом Павлова, именно их бросали на самые тяжелые направления. Просвещением населения мы и занимаемся. Рассказываем людям, что в их городе родился герой.

 

Недавно мы ездили в село Изобильное Оренбургской области к матери младшего сержанта Александрова, который погиб, обороняя ту самую высоту 3234 в составе 9‑й роты. Его мама сделала в их доме целый музей, но ведь как люди об этом узнают? Как сюда приедут? Мы предложили рассказывать об этом музее в соседнем пансионате, однако губернатор Оренбургской области пошел дальше и предложил перенести музей в Оренбург.

 

- Кстати о 9‑й роте. Точнее, о фильме. Вы принимали участие в написании сценария или, может, консультировали Фёдора Бондарчука перед съемками?

 

- Я скажу так: я был рядом, не консультировал, а именно был рядом. Он хотел показать историю современного солдата, его подвига и жизни. И вот идея эта в его голове жила, и один раз он попал на встречу ветеранов нашего полка, где, конечно же, травили байки. В следующий раз на встречу пришел уже сценарист фильма Юрий Коротков и просто записывал эти истории. Когда сценарий был написан, Фёдор Сергеевич дал мне его почитать. Все было хорошо, только на каждой странице пьянка. Я сказал тогда, что если бы солдаты так пили, то их бы закопали уже в первом бою. Конечно, Фёдор Сергеевич где-то добавил своего восприятия.

 

В итоге на первом просмотре я насчитал всего три подобных эпизода. Все то, что показано в фильме, - правда. Под каждым эпизодом подпишусь, а под эпизодом боевых действий готов подписаться кровью. Я посоветовал Фёдору двух своих подчиненных, которые были на той самой высоте. А еще мы договорились, что какие-то средства от проката пойдут для семей афганцев. Ещё раз хочу сказать: консультантом я не был, но я очень благодарен Федору Сергеевичу за то, что такой фильм появился, за внимание к этой теме. Мы даже презентационное издание сделали, четыре диска. На двух - две серии фильма, на третьем - фильм о том, как его снимали, а на четвёртом - интервью с реальными участниками событий.

 

- "МК" вместе с Союзом десантников проводит фестиваль "За Россию, десант и спецназ". Какое место занимает музыка и в целом искусство в жизни десантника?

 

- Положено в каждом полку иметь свой оркестр. Я горжусь, что я командовал полком в Одесском округе, и его оркестр был лучшим в вооруженных силах, в Афганистане он у нас тоже был, хотя там не было ни одного профессионального музыканта, только дирижер был штатный, остальных мы сами подобрали. Я сам люблю военную музыку. А потребность в искусстве есть у каждого военного человека, особенно на войне. Не поверите, иногда даже приходилось ограничивать творческую деятельность. Да и чем дальше от Родины, тем сильнее тоска, вот и пишутся стихи и сочиняются песни.

 

Чего греха таить, и я писал стихи вдали от родного дома. Вот и сейчас организовали мы этот конкурс. Нашли человека, который влюблен в свою деятельность, получили грант. И вот уже шесть лет, с 2011 года, мы проводим этот фестиваль. За это время наша аудитория выросла до нескольких миллионов человек, а в этом сезоне фестиваль посетили более 55 тысяч.

 

Наши лауреаты и участники уже побывали в Сирии, в Донецке и Луганске, на космодроме "Восточный", выступали на таких значимых мероприятиях, как Международные армейские игры, форум "Армия‑2017". Чтобы стать лауреатом этого фестиваля, нужно не просто написать красивую песню, сочинить музыку. Нужно быть достойным человеком, иметь твердую гражданскую позицию. Мы и для школ и вузов подготовили программу "Урок истории России в песнях Российской армии". Мы открыты к сотрудничеству.

 

- У вашей дочери очень романтичное имя - Джульетта. Чем обусловлен такой выбор?

 

- Изначально жена говорила, что будет мальчик. Поэтому мы подбирали имя так, чтобы инициалы получались ВДВ. Уж почему решили, что будет мальчик, я и не помню, но родилась девочка. Я открыл словарь имен на "Д" и вот выбрал это имя. В итоге же все равно получились инициалы ВДВ.

 

- Что бы вы сами пожелали себе на день рождения?

 

- Вы знаете, я даже не очень хочу его отмечать. На свой юбилей - 60‑летие - я сначала посчитал, в какую сумму обойдется мне банкет. Прикинул все и решил, что лучше сделаю себе другой подарок. Попросил своих помощников найти самый слабо обеспеченный детский клуб и отдал ему те самые 300 тысяч, в которые должен был обойтись банкет. Руководители тогда и зал спортивный отремонтировали, и оборудование закупили. На свой следующий юбилей думаю так же поступить.

 

Справка "Ветеранских вестей"

 

Герой Советского Союза Валерий Александрович Востротин родился 20 ноября 1952 года в городе Касли Челябинской области. В 1971 году окончил Свердловское суворовское училище. В Советской армии службу начал проходить с 1971 года. Офицерскую службу начал в 1975 году командиром парашютно-десантного взвода одной из частей ВДВ Туркестанского военного округа (город Фергана). Был заместителем командира роты. В Афганистане пробыл около 5 лет. Участвовал в штурме дворца Амина в декабре 1979 года. Под его командованием десантники провели множество успешных операций, в частности, Хостинскую операцию, закончившуюся разгромом 12‑тысячной группировки мятежников, сражение на высоте 3234, на подступах к дороге Гардез-Хост (знаменитый подвиг 9‑й роты). После вывода войск из Афганистана поступил в Академию Генштаба РФ, а с 1994 года занял пост заместителя министра МЧС России. На этом посту руководил спасательными операциями в Якутии, Чечне, на Курилах и Дальнем Востоке. Под его командованием разворачивали гуманитарную операцию в Кабуле. В 2003 году ушел с этого поста в связи с выдвижением в депутаты Государственной думы. Был избран депутатом 4‑го и 5‑го созывов. С 2011 года по настоящее время возглавляет Союз десантников России и Московское городское отделение ВООВ "Боевое братство". Военный эксперт ИА "Ветеранские вести".