Так совпало, что в декабре мы подводим итоги не только годовой деятельности Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» после IV съезда, но и четырехлетней работы ее членов, избранных депутатами Государственной Думы ФС РФ и законодательных собраний субъектов Российской Федерации. А если говорить точнее, то нам предстоит дать оценку выполнению задач по расширению сферы взаимодействия региональных отделений Организации с законодательной и исполнительной властью всех уровней в интересах социальной поддержки ветеранов, повышения роли ветеранских организаций в общественно-политической жизни страны. Этот год показал, что «БОЕВОЕ БРАТСТВО» способна воспользоваться складывающейся ситуацией в расстановке общественно-политических сил. Власть на всех уровнях заявила о готовности работать с ветеранами, ветеранскими организациями и использовать их потенциал не как активный электорат, а как кадровый резерв исполнительной власти, который состоит из знающих, опытных, деятельных патриотов России, средний возраст которых сегодня составляет 43–46 лет. Мы уже реализовали ряд инициатив, направленных на расширение нашего представительства во всех звеньях властных структур. В органах власти, общественных палатах, советах различных уровней работают более 700 членов «БОЕВОГО БРАТСТВА». В составе Думы пятого созыва было 11 человек, а в законодательные собрания субъектов РФ избрано 32 человека. Много это или мало? Думаю, недостаточно для активного продвижения наших инициатив и предложений, решения возникающих социальных проблем ветеранов парламентскими методами, путем взаимодействия с властными структурами. И все же итоги их деятельности внушают нам хоть и сдержанный, но оптимизм. Естественно, они не смогли решить всех проблем, на которые указал высший форум Организации, но удалось главное – внести ощутимые коррективы, поправки, дополнения в действующие законодательные акты, как на федеральном, так и на региональном уровне принять законы, связанные с улучшением социального положения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, боевых действий и военной службы, членов семей погибших защитников Отечества. Приоритетом в деятельности наших представителей в органах власти была и остается забота о создании в лице «БОЕВОГО БРАТСТВА» такой авторитетной общественной организации, которая давала бы возможность всем ветеранам, независимо от принадлежности к той или иной общественной структуре, быть услышанными и включенными в процессы общественной жизни регионов, уверенными в повседневной социальной поддержке и защите со стороны общества и власти. То есть по своим целям, задачам и практическим делам доподлинно соответствовать определению – всероссийская. Как показывает анализ участия депутатов от «БОЕВОГО БРАТСТВА» в законотворческой деятельности, она стала единственно верным и результативным способом отражения и отстаивания интересов и предложений ветеранской общественности в документах, обращениях, письмах в адрес руководства страны, которые впоследствии ложились в основу законодательных актов. Процесс этот непростой. Все и в одночасье не решается. Но, как говорят, под лежачий камень и вода не течет. В начале года председатель Совета Амурского областного отделения Валерий Вощевоз информировал руководителей региональных отделений, Аппарат Центрального Совета, что Минздравсоцразвития РФ игнорирует поручение Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 31 января 2011 года № ВП-П12-595 п. 6 о предоставлении ветеранам боевых действий таких же мер социальной поддержки в части обеспечения жильем, как и ветеранам Великой Отечественной войны (то есть увеличение субсидии с 18 кв. м до 36 кв. м). Он довел до них содержание ответа Минздравсоцразвития РФ Амурскому областному отделению, которое, ссылаясь на Минфин РФ и Минэкономразвития РФ, предлагает оставить без изменения существующие нормы обеспечения жильем ветеранов боевых действий. Это письмо не осталось без внимания руководства Организации. На имя Президента РФ Д.А. Медведева в июне с.г. было направлено обращение от имени Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» и Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств – участников СНГ за подписью Героев Советского Союза Б.В. Громова и Р.С. Аушева по вопросу внесения изменений и дополнений в законодательные акты, которые позволили бы уравнять в правах по обеспечению жильем и субсидиями участников боевых действий с ветеранами Великой Отечественной войны. Сегодня данный вопрос адресован Комитету Государственной Думы по делам ветеранов и находится в стадии проработки дополнений в Федеральный закон. Подобный алгоритм работы с предложениями и заявлениями ветеранов становится обязательным. Так, предложения ветеранов силовых структур, членов семей погибших военнослужащих были учтены в ходе участия членов Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» в праймериз, проводимых политической партией «Единая Россия». Аппарат Центрального Совета Организации вместе с советами региональных отделений принял участие в подготовке предложений в Народную программу Общероссийского народного фронта (ОНФ), ее озвучивании в ходе выступлений перед избирателями, выборщиками, освещении в СМИ, в том числе в журнале «Боевое братство». Они были представлены в Координационный совет ОНФ и во Всероссийскую политическую партию «Единая Россия». Все 62 предложения в Народную программу незамедлительно вызвали в обществе, прежде всего в ветеранской среде, большой общественный резонанс. Кстати, свое продолжение и развитие они получили на встрече 2 ноября 2011 года Председателя Правительства РФ В.В. Путина с ветеранской общественностью в городе Калининграде. Или еще пример. В октябре с.г. состоялся методический семинар с заместителями Председателя Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» и руководителями региональных отделений Юга России. Ни одно критическое замечание и предложение, высказанные его участниками в адрес руководства страны, субъектов РФ, министерств и ведомств, Исполкома и Аппарата Центрального Совета, не осталось без внимания. Все они отражены в плане реализации критических замечаний и предложений. По каждому пункту приняты меры по их реализации. План утвержден Председателем Организации Б.В. Громовым и доведен до каждого регионального отделения и исполнителей. Мы учимся использовать в интересах ветеранов любую площадку для привлечения общественного мнения к решению проблем ветеранов. Впервые, приняв участие в Международной выставке «Мемориал-2011», Всероссийская организация «БОЕВОЕ БРАТСТВО» продемонстрировала руководству страны, российской общественности, представителям стран СНГ и дальнего зарубежья весь масштаб проводимой региональными отделениями военно-патриотической, военно-мемориальной работы. Казалось бы, что общего между работой на выставке и участием Организации в выдвижении предложений по совершенствованию законотворческой деятельности в интересах ветеранов? Есть! Причем даже в широком плане. Организация «БОЕВОЕ БРАТСТВО» использовала площадку международной выставки, чтобы заявить общественности о существующих проблемах и необходимости их решать. В специальном выпуске журнала, в материалах выставленных на обозрение стендов, в диалоге с организаторами, участниками и посетителями выставки, представителями СМИ мы заявили о многом. А именно: 1. Похороны ветеранов боевых действий ложатся тяжелым материальным бременем на плечи родственников. Предложили обратиться к главам субъектов Российской Федерации, в министерства и ведомства с требованием принять нормативные правовые акты: о выделении на городских кладбищах бесплатных мемориальных участков для захоронения ветеранов боевых действий; о компенсации органами соцзащиты и Министерства обороны РФ расходов на погребение и обустройство захоронений ветеранов боевых действий в соответствии с фактической стоимостью затрат. 2. Правовые основы работы поисковых отрядов заложены в законе 1993 года «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Вместе с тем в соответствии с этим законом поисковое движение даже не входит в перечень форм увековечения памяти. Мы предложили депутатам Государственной Думы ФС РФ четко прописать в дополнениях к действующему закону положения, регулирующие деятельность общественных организаций по поиску останков погибших военнослужащих. 3. Не уделяется должного внимания проблемам розыска без вести пропавших в Афганистане и Чечне. Предложили поддержать работу Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств – участников СНГ по проблеме сбора проб крови у родственников военнослужащих, пропавших без вести, для идентификации останков неопознанных военнослужащих. 4. Заявили о готовности подготовить и направить предложения в проект закона об организации патриотического воспитания граждан РФ, в котором определить социально-правовой статус патриотического воспитания, роль, место, задачи и функции органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений. Как видите, объем и масштаб предложений значителен. Все они нашли поддержку в Координационном совете по патриотическому воспитанию молодежи партии «Единая Россия», председателем которого является первый заместитель Председателя Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО», депутат Государственной Думы ФС РФ Д.В. Саблин. Замечу, что во всех патриотических мероприятиях и акциях, проводимых нашими региональными отделениями, принимают участие региональные отделения партии «Единая Россия». Мой четырехлетний опыт работы в качестве депутата позволяет сделать вывод, что немаловажную роль в реализации предложений ветеранов силовых структур сыграли и играют депутаты Государственной Думы, законодательных собраний субъектов Российской Федерации – члены Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» и других ветеранских объединений. Именно поэтому полагаю целесообразным считать одной из первоочередных задач Исполкома, cоветов региональных отделений работу по продвижению руководителей региональных отделений, их структурных подразделений (членов их cоветов, активистов) в депутаты законодательных собраний, в представительные органы местных муниципальных образований. В целях ее решения необходимо Советам региональных отделений заключить соглашения с региональными отделениями политической партии «Единая Россия» и другими на основании положений Федерального закона №42-ФЗ от 5 апреля 2009 года с целью совместного формирования списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований. Мой вывод вполне обоснован. По инициативе депутатов Госдумы – членов «БОЕВОГО БРАТСТВА» и других ветеранских организаций приняты существенные дополнения, изменения и поправки в федеральное законодательство, в первую очередь по пенсионному обеспечению, выплате пособий инвалидам боевых действий и военной службы, детям военнослужащих, погибших или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы, получению второй пенсии военными пенсионерами, предоставлению статуса участника боевых действий участникам вооруженных конфликтов в Южной Осетии и совсем недавно в Таджикистане, Сирии и Ливане. Только в Федеральный закон «О ветеранах» ими внесено 19 поправок, а в 122-й закон – 53. Уже второй год мы будем отмечать очередную годовщину вывода советских войск из Афганистана в формате нового дополнения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», установившего 15 февраля Днем памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Принят Закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Согласно этому Закону, с 1 января 2012 года военные пенсии должны возрасти в 1,5–1,7 раза. А денежное довольствие военнослужащих будет увеличено в 2,5–3 раза. Уже сегодня с уверенностью можно констатировать, что особое значение для ветеранов, инвалидов боевых действий, членов семей погибших защитников Отечества приобретают четко выверенные шаги региональных отделений по организации взаимодействия с законодательной властью на местах. Работа в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации депутатов – членов Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» сегодня не только на слуху, но и приносит ощутимые, конкретные, я бы сказал, адресные результаты. В подтверждение своих доводов приведу несколько примеров: * Два года назад житель Красноярского края ветеран-«афганец», инвалид первой группы Валерий Осепчук стал собственником новой квартиры. До этого многие годы он с семьей ютился в общежитии. Новоселье стало возможным благодаря братской взаимовыручке. Квартиру купили, сделали ремонт и приобрели мебель красноярские ветераны-«афганцы». Главным образом на средства Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО» и при личной поддержке Председателя Организации Героя Советского Союза Бориса Всеволодовича Громова. Праздник семьи Валерия Осепчука побудил власть и общественность края искать пути для системного решения жилищного вопроса ветеранов боевых действий. 19 мая 2011 года Законодательным собранием Красноярского края принят закон «О социальных выплатах по погашению основного долга по кредитным займам, привлеченным отдельными категориями ветеранов на улучшение жилищных условий». Данный закон – результат делового взаимодействия Красноярского краевого отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА» (руководитель А.И. Воробьев) и краевой власти (губернатор края Л.В. Кузнецов). Он позволяет в течение десяти лет получать социальные выплаты (каждая в размере 15 процентов от суммы остатка основного долга по кредитному договору) и таким образом компенсировать часть личных затрат на жилищное кредитование. На эти цели в крае на три года будет выделено 20,5 миллиона рублей. * По инициативе и при непосредственном участии Ингушского республиканского отделения (заместитель Председателя Народного собрания, руководитель отделения М.Х. Бузуртанов) разработана, принята Народным собранием (председатель собрания М.С. Сакалов) и реализуется Программа по строительству и улучшению жилья родителям погибших военнослужащих, инвалидам, ветеранам боевых действий в Афганистане. * В Санкт-Петербурге вступил в силу подготовленный по инициативе депутата Заксобрания (заместителя Председателя Организации, руководителя регионального отделения И.В. Высоцкого) и профильной комиссии по делам ветеранов Закон Санкт-Петербурга №622-115 «О доплате к пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших службу по призыву». В случае гибели призывника при прохождении службы в мирное время членам его семьи устанавливается доплата к пенсии по потере кормильца в размере 2356,67 рубля. * Одним из инициаторов принятия закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» стал член Общественной палаты автономного округа, руководитель регионального отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА» В.В. Заболотский. Его принятие стало возможным благодаря поддержке губернатора округа Н.В. Комаровой. Закон расширил возможности и права местных органов власти по финансовой поддержке общественных ветеранских организаций. * Заместитель Председателя Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО», депутат Законодательного собрания Оренбургской области Н.Р. Ибрагимов совместно с руководителями других ветеранских организаций принял активное участие в разработке областных целевых программ «Защитник Отечества» и «Реабилитация инвалидов в Оренбургской области», в которых по согласованию с председателем Правительства области Ю.А. Бергом, наряду с социальными гарантиями, предоставляемыми на федеральном уровне, ветеранам боевых действий и членам их семей, предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки регионального уровня. Это: ежемесячные денежные выплаты детям, родителям, вдовам погибших военнослужащих, инвалидам боевых действий I и II групп; оказание экстренной материальной помощи; оздоровление в Оренбургском центре комплексной реабилитации инвалидов «Русь»; оказание материальной помощи инвалидам войны, членам семей погибших военнослужащих, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (ремонт жилья, приобретение лекарственных препаратов, проезд к месту лечения, организация похорон). Таким образом, ветеранские организации вместе с Правительством области делают все возможное для недопущения снижения уровня социальной защищенности ветеранов боевых действий, проживающих в Оренбуржье. * Заслуживает внимания деятельность Амурского областного отделения (заместитель Председателя Организации, руководитель регионального отделения В.В. Вощевоз), которое вместе с органами власти (губернатор области О.Н. Кожемяко) успешно реализует целевую программу «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий на 2009–2011 годы». По инициативе отделения стоимость данной программы увеличена с 10 до 55 млн. рублей в год. Программа пролонгирована до 2014 года, расходы на ее реализацию губернатор области предполагает увеличить до 150 млн. рублей в год. Подобные шаги активного взаимодействия с властью сегодня есть в каждом регионе, а вырабатываемые региональными отделениями проекты и осуществление их в интересах ветеранов имеют в своем большинстве законодательное сопровождение с выходом на конкретного человека. Таким образом, в основу нашей работы были положены приоритеты, связанные с превращением Организации в самую дееспособную общественную силу, способную не только аккумулировать интересы и предложения ветеранов всех силовых структур и членов их семей, но и добиваться их положительного решения во взаимодействии с законодательной и исполнительной властью всех уровней. Но вот от чего я хотел бы предостеречь. Некоторые ветераны, вступая в наши ряды, сразу же ждут сиюминутной помощи в решении социальных проблем, в первую очередь материальных. Не получив ее, разочаровываются, теряют общественную активность или даже выходят из рядов Организации. И такие примеры есть, скажем, в Адыгейском республиканском отделении. В этом регионе вопрос о членстве в Организации некоторая часть ветеранов изначально связывала с меркантильным интересом. И вызван он был их бедственным социальным положением, но никак не их жизненной позицией. Единственное лекарство от этой внутриорганизационной болезни не обещания и подачки ветеранам к юбилейным датам и праздникам с помощью местной администрации и спонсоров. Определяющими в ее преодолении здесь может стать: 1) агитационно-пропагандистская работа в местных координационных советах ОНФ и советах по делам ветеранов, общественных палатах и советах, семинарах, «круглых столах», митингах и акциях, военно-патриотических и спортивных мероприятиях); 2) учет всех протестов, общих проблем и персональных бед ветеранов; 3) использование общественных площадок как важного инструмента их огласки, создания для ветеранов условий и возможности быть услышанными; 4) аккумулирование и доведение всех проблем до властных структур; 5) принятие совместных решений по улучшению социального положения ветеранов. Для реализации этих пяти направлений преодоления социальной напряженности в ветеранской среде важно не только взаимодействие с властью, но и работа членов Организации во властных структурах. Понимая важность роста нашего представительства в органах законодательной и исполнительной власти, мы провели анализ, извлекли уроки и сделали практические выводы по результатам участия наших региональных отделений в предвыборных кампаниях последних лет. О негативных ее моментах, в частности давлении административного ресурса чиновников на местах, отсутствии в ряде регионов дееспособных первичных и местных ячеек нашей Организации, делового взаимодействия и сотрудничества с руководителями местных партийных отделений, заблаговременной целенаправленной агитационно-пропагандистской и организаторской работы, мы не раз говорили на совещаниях, выступали на страницах журнала «Боевое братство». Большинство руководителей региональных отделений их учли в ходе участия в предвыборных кампаниях. Как показали праймериз, проводимые Всероссийской политической партией «Единая Россия», мы способны оперативно перестраивать формы и методы своей работы, реагировать на вызовы времени. На фоне очень широкого представительства в Общероссийском народном фронте Всероссийская организация «БОЕВОЕ БРАТСТВО» не потерялась и активно включилась в праймериз. Несмотря ни на что, их результаты для нас положительные. Налицо признание на местах авторитета Организации, с которым руководство большинства субъектов Российской Федерации считается. Особого внимания заслуживает пример участия в праймериз Калининградского, Ростовского, Московского, Калужского, Амурского областных и других отделений. Большинство руководителей наших региональных отделений хорошо узнаваемы в обществе, уважаемы, а их деятельность настолько значительна, что не учитывать ее в общественно-политической жизни региона становится невозможным. Замечу: Общероссийский народный фронт продолжит свою работу и после выборов. Мы должны участвовать в нем, ставить перед парламентариями задачи, требующие скорейшего решения, и контролировать, насколько эффективно народные избранники справляются с возложенными на них обязанностями. В связи с этим не могу не обратить внимание на заявление председателя Карельского республиканского отделения В.В. Черкова о выходе из состава Народного фронта, мотивированное наличием нарушений равных прав участников праймериз. Это его выбор и Совета отделения. Виктор Черков в еженедельной газете «Карельская губернiя» пишет о причинах выхода и связывает их с невключением в состав местного Координационного совета ОНФ членов регионального отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА», хотя отделение в числе первых подало заявление; с отсутствием в партийных списках членов общественных объединений, участвующих в праймериз, и присутствием там людей «с улицы», которые в праймериз даже не участвовали. В этой ситуации хочу ему посоветовать: если и имели место нарушения, то с ними надо бороться всеми доступными методами и средствами. Победа на выборах – это хорошо, но путь к успеху на них связан с и общественной площадкой. А мы только учимся, приобретаем первый опыт работы в Народном фронте. И все же, несмотря на имеющиеся трудности, недостатки, мы можем заявить, что Организация имеет большой потенциал для продвижения членов «БОЕВОГО БРАТСТВА» в органы законодательной и исполнительной власти. В ходе методического семинара с руководителями региональных отделений Организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах ветераны единодушно заявили: «Мы не митинговая организация. Главное наше средство в достижении уставных целей и задач в области социальной защиты ветеранов не протестные акции. Мы выбираем путь взаимодействия с властью. Мы должны научиться договариваться с ней и последовательно через своих представителей добиваться реализации социальных требований. У нас есть закон «О ветеранах», и он должен работать!» Всецело разделяю этот вывод, сделанный ветеранами Юга России. Он отражает волю всех ветеранов и главный приоритет деятельности Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО». Л.Б. СЕРЕБРОВ, первый заместитель Председателя Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО», депутат Государственной Думы ФС РФ