Российский организационный комитет «Победа» 15 сентября 2010 года провел заседание рабочей группы по социально-экономическим вопросам условий жизни ветеранов (инвалидов) Великой Отечественной войны, боевых действий и военной службы. Председательствовал заместитель директора Департамента социального развития Правительства Российской Федерации, руководитель рабочей группы Российского организационного комитета «Победа» Олег Павлович Саенко. В ходе заседания выступили представители госструктур, силовых ведомств, ветеранских организаций. Был высказан ряд предложений, направленных на решение важнейших для ветеранов вопросов и проблем. С интересом участники рабочей группы выслушали выступление первого заместителя Руководителя Аппарата Центрального Совета Всероссийской организации ветеранов «Боевое братство» Ивана Григорьевича Черных. На заседание рабочей группы была приглашена председатель Совета Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества Татьяна Викторовна Рубан. В решении рабочей группы по вопросу «О практике оказания адресной поддержки семьям погибших военнослужащих, ветеранам и инвалидам войны, боевых действий и военной службы» отмечено: «Одобрить работу Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы (А.Н. Ефимов) и Всероссийской общественной организации «Боевое братство» (Б.В. Громов)». Редакция журнала «Боевое братство» знакомит читателей с основными тезисами выступления И.Г. Черных на заседании рабочей группы Российского организационного комитета «Победа». В общество возвращается понимание того, что забота о ветеранах, членах семей погибших защитников Отечества важна не только с моральной и социальной точек зрения, но и как воспитательный аспект. Общественные силы, власть ощущают острую необходимость устранить разрыв между усилиями по привитию молодому поколению чувства патриотизма и уважения к героическому прошлому, с одной стороны, и с другой — реальной, социально необеспеченной жизнью людей, которые как раз и являются носителями и хранителями воинской славы поколений и боевых традиций наших Вооруженных Сил. Несмотря на меры, принимаемые Правительством Российской Федерации по недопущению снижения затрат на социальное обеспечение в условиях экономического кризиса, мы вынуждены говорить о недостаточном решении проблем ветеранов. Одна из причин сложившейся ситуации в том, что силы и средства для решения проблем ветеранов в целом и военной службы в частности веером разбросаны по всем министерствам и ведомствам Российской Федерации. В результате получается у семи нянек дитя без глазу. Видимо, не случайно некоторые чиновники в Правительстве считают, что социальными обязательствами перед ветеранами боевых действий и военной службы временно можно пренебречь. В результате если в 2004 году средний размер военной пенсии превышал средний размер гражданской пенсии в два раза, то сейчас средняя пенсия ветерана военной службы сравнялась со средней пенсией по стране и составляет чуть более 8000 рублей. Президент России Дмитрий Медведев устранил этот дисбаланс, увеличив ежемесячную доплату к пенсиям военнослужащих и приравненных к ним категорий до тысячи рублей. Он же потребовал заложить в бюджет 2011 года средства для повышения денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Повышение составит 6,5 процента, соразмерно им вырастут и пенсии ветеранов. Тем не менее эти проценты никак не соответствуют росту цен по оплате услуг ЖКХ, проезд, на продукты питания. И конечно же не смогут кардинальным образом повлиять на улучшение социального положения ветеранов. Именно поэтому необходимость принятия законов, поправок в законодательство, правительственных решений по совершенствованию мер социальной защиты ветеранов боевых действий, инвалидов войны и военной службы, членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач по защите государства, по-прежнему остается крайне злободневной. Необходимо законодательно гарантировать социальный статус ветерана и устранить искривления и перегибы в правоприменительной практике социальной поддержки ветеранов и членов их семей. Сегодня неединичны факты, когда меры социальной поддержки предоставляются избирательно: значительная часть местных органов власти, прежде всего в малых городах и сельских поселениях, не в состоянии обеспечить достойный уровень социального, медицинского обслуживания и патронажа ветеранов войны, боевых действий, инвалидов, членов семей погибших защитников Отечества. Бюджеты многих областей в текущей сложной экономической ситуации в стране понесли серьезные потери. И без того несладкая судьба ветеранов из глубинки, несправедливо обделенных в правах и социальной поддержке, в отличие от ветеранов региональных центров, заметно отяготилась проблемами выживания. Положение ветеранов и инвалидов, проживающих в глубинке, требует скорейшего решения проблем на законодательном и экономическом уровнях. Здесь ветераны должны иметь возможность полностью реализовать свои права наравне с живущими в крупных административных центрах. Проблема восстановления социального статуса участников боевых действий налицо. Для решения таких задач в стране должна появиться структура, способная координировать деятельность государства и общественных ветеранских объединений во всех сферах социальной, общественно-политической, культурно-воспитательной деятельности. Она должна работать во имя конкретного человека, с честью и достоинством в свое время выполнившего воинский и гражданский долг. Мнение ветеранов — в стране необходим единый федеральный орган исполнительной власти по делам ветеранов. И действительно, почему нет такой госструктуры, если созданы федеральные структуры по делам молодежи, по делам спорта? Требуют пересмотра и приведения в соответствие с экономической ситуацией социальные пособия, субсидии, социальные доплаты к пенсиям, определяемые Федеральным законом «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ от 17 июля 1999 года, который претерпел серьезные изменения с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ. В результате набор и размер государственных социальных услуг для ветеранов и инвалидов боевых действий, Вооруженных Сил, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, и членов их семей определяются субъектами Российской Федерации с разными финансовыми возможностями и в основном сводятся к бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, ежемесячной денежной выплате, бесплатному обеспечению лекарственными средствами, санаторно-курортному лечению. Для каждой категории ветеранов государство на уровне мировых стандартов должно определить и гарантировать компенсационные выплаты по инвалидности или смерти, связанные со службой в Вооруженных Силах; достойное пенсионное обеспечение; оплату образования; выделение ссуды на приобретение жилья; выделение кредитов, индивидуальное страхование; медицинское обеспечение, включающее реабилитацию, оказание помощи в клиниках и медицинских центрах, проживание в домах престарелых; организацию похорон погибшего защитника Отечества. Нужен Федеральный закон, закрепляющий систему социальных гарантий, при этом источником их финансирования должен быть федеральный бюджет. Только эти шаги способны обеспечить планомерный выход из трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнь, в которой оказалась каждая третья из семей ветеранов, инвалидов боевых действий и военной службы, погибшего защитника Отечества. Многие годами находятся в обстоятельствах сложных для самостоятельного разрешения: полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения преклонного возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, отсутствия рабочих мест для инвалидов, ухудшения социального самочувствия в связи с ростом цен на ЖКУ, продукты и товары первой необходимости, а также из-за стихийных бедствий, пожаров и неурожая в результате жары лета 2010 года. В настоящее время проводится много социологических исследований и опросов о положении дел в ветеранской среде. Но все они дают одну и ту же картину: 43 процента опрошенных оценивают уровень собственного благосостояния, как обеспечивающий лишь питание и приобретение самых необходимых вещей; 34,8 процента инвалидов живут за чертой бедности (хватает только на питание). Практически половина инвалидов и других лиц, пострадавших при защите Родины, не имеют жилья, не трудоустроены (41 процент). Всего 2,3 процента получали санаторно-курортное лечение, но 96 процентов нуждаются в нем. Конечно же в этих условиях социальная поддержка всех категорий ветеранов должна быть гарантирована на государственном уровне и не зависеть от скудного регионального «кошелька». В стране должны быть единые государственные нормативы социальной поддержки и помощи ветеранам. И конечно же четко прописаны обязательства государства перед ветеранами боевых действий, которые с честью и достоинством выполнили свой гражданский и воинский долг. Прибавка военным пенсионерам в 760 рублей — это хорошо. Но слишком мало, чтобы обеспечить им нормальную старость и жизнь. Справедливости ради надо отметить, что в России положительные сдвиги в этом направлении есть. Однако отсутствие исполнительного органа по делам ветеранов, вышеупомянутой государственной социальной программы по-прежнему компенсируется исторически сложившейся у нас терпеливостью ветеранов. По всем затронутым проблемам свои предложения Всероссийская организация «БОЕВОЕ БРАТСТВО» неоднократно представляла и представляет в законодательную власть. В большинстве региональных отделений Организации сложилась подлинно рабочая атмосфера, основанная на взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти на местах, по оказанию реальной помощи и социальной поддержке ветеранов, вовлечению их в посильную общественную работу. Территориальный принцип образования региональных, местных и первичных отделений Всероссийской организации «Боевое братство» сегодня позволяет знать и иметь исходную информацию о нуждах, запросах, чаяниях ветеранов. И очень важно использовать эту возможность, чтобы услышать и помочь конкретному человеку в решении его вопросов, проблем, может быть даже в беде, и словом, и делом. Мы не сидим сложа руки в ожидании социальных перемен к лучшему. При участии «Боевое братство» в 63 субъектах РФ приняты региональные и местные социально-экономические программы по снижению напряженности среди ветеранов и оказанию им адресной помощи. И хотя помощь эта в нынешних условиях незначительна, но она есть. Поучительны примеры социальной поддержки, оказываемой Московским, Краснодарским, Ростовским, Волгоградским, Кемеровским областным, Санкт-Петербургским, Московским городскими и другими отделениями. Здесь принимают реальные меры, чтобы снять трудности в получении льготных лекарств, простой медицинской помощи, в поездке в санаторий, реабилитационные центры. Не забывают о социально-бытовых и санитарно-гигиенических услугах, таких как доставка на дом продуктов и лекарств, обеспечение благотворительной помощью, ремонт жилья. Все это очень важно на фоне увеличения стоимости коммунальных услуг, многих лекарств, продуктов питания, проезда на транспорте. Вот конкретные примеры. В соответствии с Законом Московской области от 23 марта 2006 года №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» ежемесячные компенсационные выплаты получают члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, участники боевых действий — инвалиды вследствие ранения, контузии, увечья и другие представители социально незащищенных слоев населения региона. В соответствии с региональными программами социальной поддержки ветеранов боевых действий, инвалидов, членов семей погибших защитников Отечества подобные выплаты в том или ином виде и сумме выделяемых средств действуют сегодня и в других субъектах Российской Федерации. Наши региональные отделения не только наладили тесное сотрудничество с реабилитационными медицинскими центрами, имеющимися в 68 субъектах РФ, в которых на договорной основе организовано лечение ветеранов, инвалидов, но и выступают с инициативой и предложениями по расширению их сети и койко-мест. Так, например, Амурское областное отделение, взаимодействуя с горздравотделом, решило вопрос о выделении для ветеранов в стационаре городской больницы Благовещенска двух палат. Такую активную работу в этом направлении проводят в Волгоградском, Самарском областных, Тувинском республиканском и других отделениях. В целом за последние пять лет провели лечение в медицинских центрах и санаториях субъектов РФ 45 813 наших ветеранов, оказана помощь в протезировании 221 инвалиду боевых действий. В этой связи особо хотелось бы сказать о построенном на средства английского лорда Московском Доме Чешира, который курирует Всероссийская организация «Боевое братство». К сожалению, как бы горько ни было, приходится констатировать, что отдельные чиновники, сидящие в уютных кабинетах, бесконечно далеки от понимания, что такое военный инвалид, и очень далеки от его жизненных проблем. Не привыкли они к этому слову, а тем более к человеку в инвалидной коляске или на костылях. А вот если он погиб, то они тут как тут: участвуют в возведении памятника или сооружении монумента, чтобы все видели, помнили, возлагали цветы. А вот как быть с живыми, но покалеченными тысячами участников боевых действий, получившими серьезные ранения и ставшими инвалидами? Московский Дом Чешира — одно из немногих негосударственных учреждений, специализирующихся на оказании помощи в реабилитации инвалидов. За восемнадцать лет с момента его открытия сотрудники Дома смогли организовать медико-психологическую реабилитацию и лечение ветеранов боевых действий, чье физическое увечье было слишком явным — ампутанты, опорники, бывшие военнослужащие, имевшие ранения в голову и другие жизненно важные органы, оказать им помощь в поступлении на внеконкурсной основе в высшие учебные заведения и, самое главное, социальную поддержку, бесплатное питание и проживание на период ожидания очередных операций и лечения, обучения. Покидая стены Дома Чешира, более чем полторы тысячи ветеранов боевых действий практически перестали чувствовать себя калеками, а само слово «инвалид» для них осталось в прошлом. Они стали реинтегрированными в общество, улучшилось их материальное положение, повысился уровень их независимой жизнедеятельности. Основным источником финансирования деятельности Дома Чешира стали не федеральный и региональный бюджеты, а благотворительные фонды, помощь соотечественников и добрых людей, предприятий и организаций, Всероссийской организации «Боевое братство». С началом экономического кризиса эта финансовая поддержка прекращена. Неоднократные обращения директора Дома Чешира за помощью в органы законодательной и исполнительной власти остались без должного внимания. Московский дом Чешира вновь взывает о помощи! Горько осознавать, что все это происходит у нас в стране, где уровень решения проблемы реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями пока не соответствует интересам государства и потребностям самих инвалидов. Сегодня по инициативе наших региональных отделений рождены новые и возрождены старые формы социальной поддержки ветеранов. В Новокузнецке для ветеранов организован бесплатный проезд в автобусе с символическим номером 345. Подобные маршруты есть в Южно-Сахалинске и других областных центрах. В Санкт-Петербурге организовано питание в социальной столовой для 420 человек. Пермское краевое отделение ежегодно на свои средства приобретает по одному автомобилю и дарит его инвалиду боевых действий. В Калужской области для членов семей погибших защитников Отечества в аптеках действует льгота «Память о сыне», ежегодно в период уборки урожая они обеспечиваются бесплатно сельскохозяйственной продукцией. Подобные примеры есть в каждом отделении. Региональные отделения в Томской, Саратовской, Ульяновской областях, республиках Мордовия, Башкирия, Удмуртия и других субъектах РФ добились ежемесячных выплат инвалидам боевых действий из местного бюджета до 1,5 тысячи рублей. Возраст инвалидов — от 20 до 40 лет. Это молодые люди, имеющие семьи и воспитывающие детей. В большинстве таких семей среднемесячный доход на одного человека ниже прожиточного минимума. И помощь им хоть и невелика, но весьма кстати. По нашей инициативе конкретная социальная поддержка семьям погибших защитников Отечества в виде единовременных и ежемесячных выплат из регионального бюджета оказывается в Оренбургской, Саратовской, Ульяновской, Московской, Нижегородской, Самарской областях, Республике Мордовия, Пермском крае и других административных образованиях. В течение 5 лет на основании договоров региональных отделений с руководителями вузов за счет бюджетного финансирования и на внеконкурсной основе поступили и учатся в высших учебных заведениях 115 участников боевых действий, в том числе и инвалиды, 326 детей погибших защитников Отечества. О трудной «боевой» дороге в вуз первых выпускников Московского государственного университета туризма и сервиса — участников боевых действий в Чечне в июле 2010 года рассказал наш журнал. Читатели в своих письмах в адрес редакции единодушно выразили благодарность организатору проекта обучения в этом вузе Дмитрию Вадимовичу Саблину — первому заместителю Председателя Организации «Боевое братство», депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Проблема улучшения жилищных условий ветеранов боевых действий, инвалидов, членов семей погибших воинов решается очень медленно и не так, как хотелось бы. И все же к нашим просьбам, предложениям администрации субъектов Российской Федерации иногда прислушиваются. К примеру, в ответ на наши просьбы в Кировской области бесквартирным ветеранам боевых действий компенсируют стоимость строительного леса для возведения домов. За последние годы при содействии наших региональных отделений улучшили жилищные условия 1660 ветеранов и членов их семей. Вся эта большая каждодневная работа по организации социальной поддержки ветеранов сегодня немыслима без тесного взаимодействия с представителями муниципальных образований на местах. Не всегда все получается. Но Всероссийская организация «Боевое братство» исходит из того, что, если участники войны и боевых действий, ветераны военной службы по-прежнему нуждаются в адресной помощи, всякие утверждения чиновников всех уровней о приоритетах в материальном обеспечении этих слабо социально защищенных слоев населения не более чем пустые обещания. А значит, работы в этом направлении у всех нас непочатый край. Мы должны добиваться, чтобы уровень жизни ветеранов боевых действий был гарантирован государством. ВСТАВКА: Когда верстался номер, редакцию проинформировали: Правительство Москвы приняло решение о выделении финансовой помощи Московскому Дому Чешира.