НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

Системный подход к решению проблем охранной деятельности

(выступление В.И. Шестакова, руководителя Научного совета Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», на XV Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы», 15 декабря 2017 года)





В современной России появился новый вид социально-полезной человеческой деятельности – охранная деятельность, которая включает в себя государственную, ведомственную, вневедомственную и частную охраны, охранную деятельность федеральных государственных унитарных предприятий. Все эти виды охраны тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены между собой и представляют собой сложную, многоуровневую систему, именуемую охранная деятельность. Объединяет всех её субъектов в систему то, что объектами деятельности всех входящих в неё субъектов выступают одни и те же категории - жизнь, здоровье, имущество, порядок.

Системный подход к решению проблем частной охраны предполагает комплексное исследование охранной деятельности в целом, что позволит понять её природу, раскрыть сущность, показать значение в сфере обеспечения национальной безопасности, безопасности собственности, безопасности личности.

В связи с тем, что охранная деятельность представляет собой комплексную, системную категорию, то и возникающие в этой сфере проблемы носят системный характер. Одни из них носят общий характер, то есть касаются охранной деятельности в целом, другие – являются проблемами частного характера, то есть касаются отдельных видов охраны. Несмотря на это, и те и другие носят системный характер, и решать их необходимо на основе системного подхода, который предполагает формулирование и решение проблем вначале общего характера и лишь после этого решение проблем частного характера. В противном случае, берясь за решение проблем отдельных видов охранной деятельности без предварительного решения общих, мы постоянно будем наталкиваться на эти общие проблемы, не решая их, а порождая новые. Об этом наглядно свидетельствует более чем двадцатипятилетняя практика решения проблем частной охраны.

Значительная их часть и, прежде всего, проблемы, связанные с распределением объектов между субъектами охраны, охраной объектов транспорта и транспортной инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса, полномочиями частной охраны, определением видов охранных услуг, применением оружия, проведением торгов, участием в обеспечении национальной и общественной безопасности, и целый ряд других вопросов так и не были должным образом решены, поскольку их невозможно было решить без предварительного решения проблем охранной деятельности в целом.

Системный подход к решению проблем охранной деятельности предполагает:

1. В области научного обеспечения охранной деятельности:

а) разработку общей теории охранной деятельности (такие теории разработаны в других сферах жизнедеятельности, например, общая теория национальной безопасности), в которой дать анализ состояния охранной деятельности в Российской Федерации, определить природу охранной деятельности, её субъекты, цели, задачи, принципы место и роль в обеспечении безопасности личности, общества и государства, сферу ведения каждого вида охраны, а также вопросы взаимодействия субъектов государственной и негосударственной охраны, рассмотреть другие принципиальные вопросы.

Для решения данной проблемы необходимо комплексное исследование охранной деятельности. К сожалению, до настоящего времени такого комплексного исследования, в том числе, на уровне докторских и кандидатских диссертаций не проводилось. Проводимые ранее исследования осуществлялись в основном по видам охраны и с позиции той или иной отрасли права (гражданского, административного и др.).

Разработка общей теории охранной деятельности позволит сформировать научно обоснованную единую государственную политику в сфере охранной деятельности, подготовить качественный Федеральный закон «Об охранной деятельности в Российской Федерации», послужит основой для обоснования новой отрасли права – охранного права и новой отрасли законодательства – охранного законодательства.

Разработка общей теории охранной деятельности потребует концентрации усилий научных коллективов, занимающимися проблемами в сфере охраны, национальной безопасности, общественной безопасности, специалистов в области гражданского, административного и других отраслей права, практических работников.

Независимый научный Фонд «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» (далее – ННФ «ИБР») на протяжении ряда лет ведёт работу в данном направлении. Его специалистами была выдвинута и обоснована необходимость разработки такой общей теории, по этой проблеме было опубликовано ряд работ, в которых определены практические подходы к её подготовке (Концепция формирования и устойчивого развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации, Концепция развития охранного законодательства Российской Федерации, Концептуальные и практические проблемы охранной и детективной деятельности и пути их решения), разработана тематика докторских и кандидатских диссертаций по проблемам охранной деятельности.

б) разработку на основе общей теории охранной деятельности государственной политики в сфере охранной деятельности.

Это документ стратегического характера – в нём должна быть определена государственная политика в отношении охранной деятельности в целом, сформулированы основные направления её развития и входящих в неё видов охраны, названы критерии для разграничения объектов между субъектами охраны, показана роль собственника в выборе субъекта охраны, решены другие вопросы принципиального характера.

ННФ «ИБР» подготовил свои конкретные предложения по формированию такого документа и готов сотрудничать по данному направлению со всеми заинтересованными сторонами.

в) разработку на основе единой государственной политике в сфере охранной деятельности концепций развития отдельных видов охранной деятельности.

В настоящее время в этом направлении ведётся определённая работа. Так, Росгвардией разработана Концепция развития вневедомственной охраны на период 2016-2021 годов и далее до 2025 года. Вопросы концептуального характера относительно развития частной охраны рассмотрены в Концепция формирования и устойчивого развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации, Концепция развития охранного законодательства Российской Федерации, разработанные ННФ «ИБР». В настоящее время ведётся работа по подготовке самостоятельной концепции развития частной охранной деятельности.

2. В области совершенствования законодательства в сфере охранной деятельности:

а) разработку Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации».

Это так называемый рамочный закон, в котором должны быть реализованы основные принципиальные положения общей теории охранной деятельности, единой государственной политики в сфере охранной деятельности, определены сфера деятельности каждого вида охраны, общие положения, цели, задачи и принципы охранной деятельности, критерии разграничения объектов охраны между её субъектами, унифицирована терминология.

Идея о необходимости такого закона была высказана мною еще в 1995 году при подготовке ко второму чтению нового федерального закона «О негосударственной частной охранной деятельности и негосударственной частной детективной деятельности», внесенного Правительством Российской Федерации. Отрадно отметить, что, наконец-то в настоящее время идея создания указанного закона была услышана и нашла поддержку у соответствующих государственных органов и охранного сообщества. В частности, необходимость разработки такого федерального закона предусмотрена в упомянутой Концепции, разработанной и принятой Росгвардией. Кроме того, в ней содержатся методологические подходы и к разработке единой государственной политики в сфере охранной деятельности, и к подготовке Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации».

Активную работу в этом направлении ведёт и ННФ «ИБР». В настоящее время его специалистами разработана структура, прописаны отдельные разделы.

Необходимо иметь в виду, что разработке проекта Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации» должна предшествовать подготовка концепции указанного закона с участием представителей всех видов субъектов охраны. В ней следует прописать основные принципиальные подходы к решению основных вопросов закона, его структуре, терминологии.

Подготовка и принятие указанного федерального закона позволит решить многие проблемы как охранной деятельности в целом, так и входящих в неё видов охраны, в том числе, и проблемы частной охранной деятельности.

б) разработку Федерального закона «О частной охранной деятельности» на основе положений Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации», а также путём имплементации норм и положений Модельного закона «О негосударственной (частной) охранной деятельности», разработанного специалистами ННФ «ИБР» и принятого МПА СНГ 27 марта этого года.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что государствами-участниками СНГ, членом которой, как известно, является и Российская Федерация, были приняты отдельные модельные законы о частном сыске и охране, на национальном уровне, по непонятным причинам, в настоящее время активной работы в этом направлении не ведётся. Согласно регламенту работы МПА СНГ государства, входящие в содружество, должны ежегодно представлять отчёт об имплементации в национальное законодательство норм и положений принятых модельных законов.

Специалисты ННФ «ИБР» не только разработали Модельные законы «О негосударственной (частной) охранной деятельности» и «О негосударственной (частной) детективной деятельности», но и на их основе подготовили проекты Федеральных законов «О частной охранной деятельности» и «О частной детективной деятельности», которые прошли серьёзную экспертизу и получили положительную оценку. Поэтому мы готовы принять самое активное участие в разработке федеральных законов в указанных сферах.

в) внесение изменений в федеральные законы, регламентирующие другие виды охраны.

Существенные изменения необходимы в Федеральный закон «О ведомственной охране». Они носят концептуальный характер. В единой государственной политике следует решить принципиальный вопрос о сочетании публичных и частных функций органов исполнительной власти, правоохранительных органов при осуществлении охранной деятельности. Применительно к государственной охране данный вопрос решен однозначно – субъекты государственной охраны (ФСО) вправе осуществлять в этой сфере только публичную функцию.

Законодательство, регламентирующие другие виды охранной деятельности, в том числе, и ведомственную охрану, предусматривает возможность сочетать в сфере охраны публично-частные функции. Поэтому по своей сути, содержанию и предоставленной возможности охранять объекты, не отнесённые к ведению федерального органа исполнительной власти, на договорной основе размывает статус ведомственной охраны.

Правильное, основанное на положениях Конституции Российской Федерации, гражданского законодательства, законодательства о безопасности, борьбе с коррупцией, решение указанного принципиального вопроса имеет стратегическое значение. ННФ «ИБР» проделал в этом направлении значительную работу и высказал по данному вопросу конкретные предложения. Они изложены в подготовленной его специалистами Концепции формирования и устойчивого развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации, Концепции развития частного охранного законодательства, в других работах.

г) приведение в соответствие с принятыми федеральными законами подзаконных актов.

Это очень важная, необходимая и трудоёмкая работа. Она потребует проведения серьёзной аналитической работы, профессионализма, глубоких правовых знаний в ряде отраслей права. Без проведения такой работы целый ряд норм и положений принятых законов окажутся нереализованными, возникнут серьёзные проблемы в правоприменительной практике.

д) унификацию терминологии в сфере охранной деятельности.

Проблема унификации терминологии в указанной сфере приобретает сегодня исключительное значение. Без её решения правоприменители и практики скоро перестанут понимать друг друга, противоречия в законодательстве приведут к увеличению судебных ошибок, принятию необоснованных и несправедливых решений контролирующими и надзорными органами, что, в конечном итоге, может отрицательно сказаться на развитии охранного бизнеса.

Проблема унификации терминологии касается не только законодательства в сфере охраны, но и других сфер. В существующих ныне классификаторах (ОКВЭД, ОКЗ и др.) разнобой в употреблении терминов, связанных с охранной деятельностью, приобрёл невиданных размеров. Причём разночтение имеется не только в употреблении терминов, но и в раскрытии их содержания.

Решение данной проблемы видится в создании ГОСТа терминов охранной деятельности. Для выработки подходов к её решению ННФ «ИБР» готовит Круглый стол с приглашением всех заинтересованных сторон.

Системный подход к решению проблем охранной деятельности позволит правильно, в том числе, на законодательном уровне решить проблему участия субъектов охранной деятельности, и, прежде всего, частной охранной деятельности в обеспечении национальной безопасности.

С точки зрения общей теории национальной безопасности система обеспечения национальной безопасности состоит из двух систем - государственной системы обеспечения национальной безопасности и негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

Как отмечается в общей теории национальной безопасности, наличие и одновременное функционирование государственной и негосударственной систем обеспечения национальной безопасности создаёт стабильность в стране и то необходимое «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед. Вместе с тем, в законодательстве в сфере безопасности государственная система обеспечения национальной безопасности довольно детально прописана, в то время как негосударственная система обеспечения национальной безопасности даже не упоминается в указанном законодательстве. В нём (например, в Федеральном законе «О безопасности») лишь отмечается, что граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности. Как осуществляется это участие, в каких формах, каким при этом они наделены правами и обязанностями в законодательстве ничего не говорится.

Справедливости ради необходимо отметить, что работа в этом направлении активно ведётся на международном уровне. В частности, в рамках МПА СНГ разрабатывается проект Модельного закона «О национальной безопасности». Специалисты ННФ «ИБР» принимают в его подготовке непосредственное участие. Ими внесено предложение о включении в законопроект отдельной главы «Негосударственная система обеспечения национальной безопасности», в которой будет прописана не только негосударственная система в целом, но и дана классификация входящих в неё субъектов.

Одним из таких субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности названа негосударственная сфера безопасности. В соответствии с логикой законопроекта негосударственная система обеспечения национальной безопасности представляет собой сложную многоуровневую систему. В ней негосударственная сфера безопасности является подсистемой негосударственной системы обеспечения национальной безопасности со своими целями и задачами. Субъекты охранной деятельности являются субъектами негосударственной сферы безопасности, которая, в свою очередь, является составной частью системы более общего порядка – негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

Кроме того, специалистами ННФ «ИБР» готовятся предложения о внесения изменений в Федеральный закон «О безопасности» и Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, в которых хотя бы в общем порядке обозначить, что наряду с государственной существует и негосударственная система обеспечения национальной безопасности, показать её место и роль в этой сфере.

Системный подход к решению проблем охранной деятельности позволяет определить и подходы к ещё одной важной проблеме – защите жизни и здоровья, охране имущества юридических и физических лиц за рубежом.

В настоящее время эта проблема в основном решается путём привлечения для этих целей зарубежных частных военных компаний, что влечёт за собой серьёзные финансовые затраты. Россия в настоящее время не имеет аналогичных организаций, хотя дискуссии об их создании ведутся на протяжении ряда лет. Посильное участие в решении данной проблемы принял и ННФ «ИБР». Им подготовлен проект Федерального закона «О частной военно-охранной деятельности», который в прошлом году был внесен в Государственную Думу. По нему Советом Государственной Думы было принято решение о его рассмотрении в первом чтении, однако накануне по тактическим соображениям он был отозван внесшим его депутатом. В настоящее время он находится в Государственной Думе без рассмотрения. Кроме того, ННФ «ИБР» был разработан проект Модельного закона «О частной военно-охранной деятельности» для государств-членов ОДКБ. Работа в этом направлении продолжается.

Создание в России частных военно-охранных организаций будет ещё одним важным этапом на пути совершенствования охранной деятельности, позволит решить проблемы государственного уровня и проблемы крупного бизнеса.

Уважаемые коллеги, системный подход к решению проблем охранной деятельности, позволяет выстроить логически стройную систему действий и решений, последовательность их совершения и принятия. Предложенная система не догма, жизнь может вносить те или иные коррективы. Например, сейчас, жизненно необходимо принятие двух новых федеральных законов – «О частной охранной деятельности» и «О частной детективной деятельности», поэтому, не дожидаясь фундаментальных разработок, которые требуют значительного времени, необходимо это сделать. После этого, по мере их разработки, внести в указанные законы соответствующие коррективы. Возможны и другие коррективы, например, изменение государственной политики в отношении отдельных видов охранной деятельности. Несмотря на это, в целом эта система будет работать и служить в дальнейшем надёжным ориентиром для решения проблем охранной деятельности.

*
 
*
Нажмите сюда если вы хотите добавить изображение


Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Ценообразование по госконтрактам на охранные услуги.
https://youtu.be/FjrfxVPxLg4
Программа пресс-конференции
ТЕМА: Транспортная безопасность: усиление мер безопасности в местах м ...
Программа пресс-конференции
ТЕМА: Транспортная безопасность: усиление мер безопасности в местах м ...
Программа пресс-конференции
ТЕМА: Транспортная безопасность: усиление мер безопасности в местах м ...
В пресс-центре «Парламентской газеты» прошел круглый стол «Как предотвратить жестокость среди подрос ...
Анна Астахова
Вчера произошла трагедия во Флориде. Светлая память погибшим, сил близким и друзьям. ...
Провели мастеркласс по самообороне среди учеников школ и вузов на базе ЦССП. Мероприятие получилось ...
Наш мастер-класс НСБ по действиям во внештатных ситуациях возможно не идеальный и, увы, не даст ...

"Комиссия РСПП по защите бизнеса". Правильней и короче не скажешь. Все логично встало на свои ме ...
Москва (Каширское шоссе, д.12, Школа ЦССП) первый открытый мастер-класс «FAQ: актуальные уроки выжив ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100