НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Модельного закона «О частной военно-охранной деятельности»

Настоящий Закон регулирует правовые отношения, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией частных военно-охранных организаций, выполнением (оказанием) ими военно-охранных работ (услуг), осуществлением контроля и надзора за их деятельностью. Несмотря на то, что в государствах – участниках Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ) отсутствуют частные военные и охранные компании (далее - ЧВОК), проблемы, связанные с их созданием и деятельностью, являются для них актуальными. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в плане работы ОДКБ была предусмотрена разработка рекомендаций по правовому регулированию ЧВОК. Эта проблема будет предметом обсуждения на межпарламентских слушаниях ОДКБ в сентябре 2017 года.
Создание и правовое регулирование деятельности ЧВОК является предметом пристального внимания ряда государств – участников ОДКБ. Так, например, в Российской Федерации к настоящему времени подготовлен ряд проектов федеральных законов о частных военных и охранных организаций. Данная проблема в течение длительного времени активно обсуждается в рамках Организации Объединённых Наций, Международного Комитета Красного Креста. По данной проблеме рабочих группой ООН разработана Международная конвенция о контроле, надзоре и мониторинге за частными военными и охранными предприятиями. Такое внимание к проблеме ЧВОК обусловлено тем, что, как свидетельствует опыт государств их имеющих, при осуществлении ими деятельности имеют место нарушения норм гуманитарного права и стандартов прав человека.
О необходимости создания ЧВОК свидельствует, прежде всего, зарубежный опыт их деятельности. Его анализ наглядно показывает о том, что ЧВОК играют всё большую роль в политике, экономике и военной сфере развитых стран мира и, по существу, становятся важным инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства. В настоящее время их общее количество составляет несколько сотен при совокупной численности сотрудников более миллиона человек. ЧВОК осуществляют свою деятельность более чем в 110 странах мира. Рынок их услуг составляет сотни миллиардов долларов США и имеет тенденцию к росту.
Существенное влияние на международный рынок услуг ЧВОК оказывают США, Великобритания, Франция Израиль. Очень быстрыми темпами растет на нем присутствие китайских компаний. Основными потребителями услуг ЧВОК являются транснациональные компании и государственные учреждения США, Великобритании и Франции.
Основными функциями зарубежных ЧВОК являются:
1) участие в миротворческих операциях по линии международных организаций;
2) оказание военной помощи другим странам без ввода на их территорию военнослужащих иностранных государств;
3) защита жизни и здоровья граждан своей страны за рубежом;
4) охрана имущества физических и юридических лиц за рубежом;
5) организация охраны важных объектов, как на территории своей страны, так и за рубежом.
Указанные факты нельзя игнорировать и не принимать во внимание при решении вопроса о создании ЧВОК в государствах – участниках ОДКБ.
В случае законодательного урегулирования ЧВОК способны принять активное участие в защите национальных интересов за пределами государства происхождения, развитии международного военного сотрудничества, снижении уровня военных и террористических угроз путем выполнения и оказания военно-охранных работ и услуг. С учетом современной международной обстановки они также могли бы использоваться в операциях по противодействию наркотрафику, организованной преступности и в мероприятиях по восстановлению общественного и конституционного порядка.
Помимо экономических выгод для государств происхождения создание ЧВОК поможет решить социальные вопросы, связанные с реформированием Вооруженных Сил, оптимизацией численности правоохранительных органов.
Имея ЧВОК, государство происхождения получает возможность защиты бизнеса на территории иностранных государств со сложной военно-экономико-политической ситуацией. Они могут взять на себя охрану объектов, защиту жизни и здоровья отечественных специалистов на территории этих стран.
Кроме того, ряд зарубежных стран активно используют ЧВОК в «гибридных» войнах. Анализ военно-политической обстановки в мире показывает важные изменения в вопросах подготовки и ведения войны и обеспечения мира. Война с применением обычных вооружений и регулярных воинских формирований перестала быть единственным, а тем более оптимальным способом достижения превосходства. На смену крупномасштабным вооружённым столкновениям приходит согласованное применение военных, политических, экономических, информационных и иных средств.
В течение последних десятилетий во многих регионах мира активно используются формы и методы «гибридной войны». К ним относятся:
достижение политических и экономических целей с использованием силы, в том числе, экономического и информационного давления;
практика активного невоенного вмешательства во внутренние дела государств;
применение технологий подготовки так называемых «цветных революций»;
заявления о решении межгосударственных вопросов с применением военной силы;
рост международного терроризма и экстремизма, недостаточный уровень практического международного сотрудничества в сфере противодействия этим угрозам;
конспиративная деятельность по созданию незаконных вооружённых формирований, организаций праворадикального толка и т.п.
Принципиальное отличие обычной войны от «гибридной» заключается в том, что главным объектом для нападения является аппарат управления государства, а не его вооружённые силы, обеспечивающие сохранность территории страны. После подчинения управления государством своим интересам противник деморализует и уничтожает боевую мощь вооружённых сил государства.
Основным заказчиком «гибридной» войны являются наднациональные структуры согласования и управления, а также государственные элиты ряда развитых государств. На пути осуществления их глобальной политики стоят национальные государства, которые заинтересованы в сохранении своего суверенитета. Разрушая их, наднациональные структуры согласования и управления дали толчок к пересмотру международной практики в вопросах приватизации традиционных функций государства частными организациями. ЧВОК получили одобрение и мощный финансовый стимул для развития. Кроме того, элиты ряда развитых государств увидели ряд преимуществ использования ЧВОК в проведении своей политики за рубежом, так и на территории своих стран.
С точки зрения эффективного противостояния формам и методам «гибридной» войны наличие ЧВОК, как субъекта негосударственной сферы безопасности, наряду с частными охранными организациями (далее – ЧОО) позволяет государству укрепить негосударственную систему обеспечения национальной безопасности. Это связано с тем, что ЧВОК и ЧОО являются публичными центрами сосредоточения профессионалов в сфере безопасности. В мирное время они активно взаимодействуют с субъектами государственной системы обеспечения национальной безопасности, а в случае деморализации аппарата управления государством, а вместе с ним силовых структур и правоохранительных органов в процессе ведения «гибридной» войны они способны под руководством консервативных сил общества защитить конституционный строй страны, так как работники ЧВОК и ЧОО являются по своему менталитету государственниками, обладающими волей, необходимыми знаниями и умениями. Опыт западных стран показывает тесное взаимодействие ЧВОК и ЧОО с силовыми структурами и правоохранительными органами, в том числе, в качестве сферы для самореализации социально активных людей, а также лиц, прошедших государственную службу.
Основными функциями зарубежных ЧВОК являются:
1) участие в миротворческих операциях по линии международных организаций;
2) оказание военной помощи другим странам без ввода на их территорию военнослужащих иностранных государств;
3) защита жизни и здоровья граждан своей страны за рубежом;
4) охрана имущества физических и юридических лиц за рубежом;
5) организация охраны важных объектов, как на территории своей страны, так и за рубежом.
Таким образом, ЧВОК стал инструментом глобальной международной политики. Указанные факты нельзя игнорировать и не принимать во внимание при решении вопроса о создании в государствах – участниках ОДКБ аналогичных организаций.
Настоящий Закон разработан специалистами Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» на основе международного гуманитарного права, стандартов прав человека, международных конвенций по вопросам деятельности ЧВОК и противодействия наёмничеству, международных рекомендательных документов по вопросам деятельности ЧВОК, анализа законодательства государств – участников ОДКБ. Через весь законопроект проходит идея об установлении гарантий законности деятельности ЧВОК.
Проект настоящего Закона регулирует деятельность частных военно-охранных организаций (далее – ЧВОО). В документах ООН, зарубежном законодательстве, научной литературе компании, осуществляющие деятельность по оказанию частных военных и охранных услуг, именуют «частные военные и охранные компании», «частные военные компании», «частные военно-охранные компании». Аналогичные термины употребляются и в отечественной публицистике, научной литературе, законопроектах при рассмотрении вопросов, касающихся создания подобных структур в государствах – участниках ОДКБ. В связи с тем, что в гражданском законодательстве государств – участниках ОДКБ отсутствует термин «компания», а при делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие используется термин «организация». Исходя из этого в проекте настоящего Закона субъект, осуществляющий военно-охранную деятельность, именуется «частная военно-охранная организация». Кроме того, в отличие от зарубежной практики, где разделены военные и охранные услуги, в предлагаемом проекте ЧВОО предоставлено право одновременно выполнять (оказывать) военные и охранные работы (услуги).
Основными принципиальными положениями проекта настоящего Закона являются:
1. Деятельность ЧВОО представляет собой отдельный лицензируемый вид коммерческой деятельности и должна регулироваться отдельным законодательством.
2. Деятельность ЧВОО и частная охранная деятельность представляют собой различные виды деятельности. Разнятся они и по видам и месту оказываемых услуг, правовому статусу субъектов этих видов деятельности и их работников. Поэтому законодательство, регулирующее частную военно-охранную деятельность, не распространяется на частную охранную деятельность и наоборот.
3. Разъяснение основных терминов, употребляемых в настоящем Законе, что позволяет понять сущность частной военно-охранной деятельности, правовой статус её участников, отличие работников ЧВОО от наёмников и наёмничества,
4. Чёткое определение перечня видов выполняемых (оказываемых) военно-охранных работ (услуг).
5. ЧВОО осуществляет деятельность в интересах государства происхождения, поэтому заказчиками их работ (услуг) в основном могут выступать государственные органы исполнительной власти, а также зарубежные легитимные международные и государственные органы на основе соглашений с государством происхождения.
6. Персонал ЧВОО - это работники по трудовому договору, профессионально подготовленные для выполнения (оказания) соответствующих работ (услуг). Для выполнения требований договоров в государствах территориальной юрисдикции в качестве работников ЧВОО могут использоваться граждане иностранных государств и лица без гражданства.
7. Работники ЧВОО должны иметь соответствующую подготовку, необходимую для выполнения (оказания) военно-охранных работ (услуг). Повышение квалификации работников ЧВОО осуществляется на собственной учебной базе, а также на объектах, предоставляемых Министерством обороны государства происхождения или иными министерствами и ведомствами ЧВОО на договорной основе; определение количества работников ЧВОО и их специальности зависят от объёмов и специфики решаемых ими задач.
8. Работники ЧВОО должны отвечать особым требованиям к их личным качествам, подготовке и опыту работы.
9. Прописан порядок и условия использования и применения физической силы, специальных средств и оружия при осуществлении частной военно-охранной деятельности.
10. Установлены гарантии законности осуществления частной военно-охранной деятельности, в том числе:
определены ограничения при осуществлении частной военно-охранной деятельности;
прописаны требования ко всем участникам частной военно-охранной деятельности, их полномочия и ответственность;
содержится запрет на участие ЧВОО в военных действиях, боевых действиях конфликтующих сторон;
в соответствии с международным гуманитарным правом определён правовой статус работников ЧВОО – гражданское население;
установлен трёхуровневый контроль и надзор за деятельностью ЧВОО со стороны государства происхождения и государства территориальной юрисдикции, а также соответствующих международных организаций.
Предлагаемый проект настоящего Закона состоит из семи глав:
«Общие положения»;
«Осуществление и организация частной военно-охранной деятельности»;
«Лицензирование частной военно-охранной деятельности»;
«Участники частной военно-охранной деятельности, их права и обязанности, профессиональная подготовка работников частных военно-охранных организаций, осуществляющих трудовую функцию, непосредственно связанную с выполнением (оказанием) военно-охранных работ (услуг)»;
«Использование при осуществлении частной военно-охранной деятельности специальных и технических средств и специальных транспортных средств, оружия, применение физической силы, специальных средств и оружия работниками, имеющими удостоверение»;
«Правовая и социальная защита работников частных военно-охранных организаций»;
«Контроль и надзор за законностью осуществления частной военно-охранной деятельности».
Принятие настоящего Закона будет служить правовой основой для создания и регулирования частной военно-охранной деятельности, унификации законодательства, способствовать государствам – участникам ОДКБ в решении задач в сфере коллективной безопасности.

*
 
*
Нажмите сюда если вы хотите добавить изображение


Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


«Кто обеспечивает безопасность на социальных объектах столицы?» — на этот вопрос ответили участники ...
Во время ЧМ-2018 Росгвардия усилит контроль за оборотом оружия и деятельностью ЧОП
Подразделения ...
17 ноября на площадке Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (Н ...
В современный период видные общественные деятели формируют картину глобального информационного про ...

Уважаемые члены президиума Координационного Совета НСБ России! 22 ноября в 17:00 в здании Совета ...
В студии программы "Время покажет" обсуждают ДТП в Ростовской области. Виновник аварии, федеральный ...
Состоялось заседание Координационного Совета ООПН "Безопасная столица " и КС НСБ в ЮАО г. Москвы тем ...
#безопаснаястолица совместно с сотрудниками полиции и телеканалом Россия1 , пресекли деятельность од ...
Происходит открытие VII Московской юридической недели, которая пройдёт с 21 ноября по 3 декабря 2017 ...
16 ноября 2017 года в г. Ижевске Подкомитет по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по бе ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100