НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

Елена Шапкина: Мы напрямую связываемся с работодателями и пытаемся каждую ситуацию индивидуально разрешить

Большая страна: возможности. Проекты "ТрудСовет" и "Вещеворот", кулинарные стартапы и сколько стоит "нормальная жизнь"
Гости в студии – член ОПРФ, координатор проекта "ТрудСовет" Елена Шапкина и руководитель центра кулинарных стартапов "Мабиус" Иван Сидорок


https://www.youtube.com/watch?v=sfzVg2xeekI

Павел Давыдов: "Вуз закончил, а работы нет", – сегодня это один из главных ответов респондентов на вопрос о трудоустройстве выпускников вузов. Перекосы в современной системе российского образования привели к тому, что найти работу по специальности после окончания института очень сложно. По мнению 68% россиян, проблему трудоустройства молодежи можно решить, вернувшись к советской практике распределения молодых специалистов. Однако система, когда бывший студент получал особый юридический статус молодого специалиста, ушла в прошлое, и в настоящее время молодежь представляет наиболее многочисленную группу безработных.

Кто и как помогает сегодняшним выпускникам не пополнить армию безработных? В студии "Большой страны" – член Общественной палаты России, координатор проекта "ТрудСовет" Елена Шапкина. Елена, здравствуйте.

Елена Шапкина: Здравствуйте.

П.Д.: "ТрудСовет" – это всероссийская общественная инициатива. А что это такое? И как эта инициатива появилась?

Е.Ш.: Инициатива возникла еще в 2006 году, когда мы занимались вопросами качества образования, юридического образования в частности, и поняли, что есть несоответствие между потребностями в юристах и качеством и количеством юристов, которые выпускаются. Свою форму она приобрела в 2014 году в Общественной палате России, когда мы собрали всех заинтересованных представителей органов государства, общества, работодателей, вузов и обсудили этот вопрос. 1,5 миллиона безработных выпускников – это существенная цифра. Эта цифра, кстати, сопоставима с количеством выпустившихся в 2014 году по всей России.

П.Д.: То есть получается, что все выпускники остались без работы. Страшная цифра.

Е.Ш.: Грубое сравнение, но так оно и есть. И это явный показатель того, что есть некоторые вопросы по поводу эффективности расходования денежных средств на систему образования.

П.Д.: А кто сегодня пополняет, скажем так, студенческий, молодежный рынок безработных?

Е.Ш.: Очень разные сферы и профессии. По последним опросам, которые мы проводили, есть безработные инженеры: физики, математики и экологи почему-то. Это, наверное, самая уязвимая на сегодняшний день группа. И мы сейчас ищем пути, каким образом можно им самореализоваться.

П.Д.: Вернемся к проекту "ТрудСовет". Каким образом он работает и, главное, помогает?

Е.Ш.: Основная задача "ТрудСовета" – скоординировать усилия общества, органов государства, работодателей и вузов, поскольку эта система проблемная. В чем причина такой безработицы? Вуз плохо готовит или работодатель не хочет принимать молодых и неопытных специалистов? Или, наоборот, у молодежи слишком много амбиций? Именно все эти вопросы мы поставили еще на первом заседании в Общественной палате, куда были приглашены представители государственных органов (Министерства образования, Министерства труда), ведущих работодателей (порядка 50 работодателей сейчас участвуют в нашем проекте), и стали обсуждать, в чем же причины. Потребности работодателей заключаются в том, что студент, окончив вуз, должен иметь как минимум 2 года стажа работы, иногда – ученую степень. Вопрос: каким образом?

НАШЕ ОБЩЕСТВО ДИНАМИЧНО. В ТЕЧЕНИЕ ГОДА МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ НОВАЯ ПРОФЕССИЯ, НЕ ТО ЧТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

П.Д.: А почему так происходит?

Е.Ш.: Дело в том, что наше общество динамично, и очень трудно уследить те перемены, которые происходят за год. В течение года может возникнуть новая профессия, не то что специальность – не только какая-то узкая специализация, но и новые профессии. И государство, поскольку система достаточно интерна, не успевает отреагировать на вызовы, которые возникают в нашем обществе.

П.Д.: А кто входит сегодня в "ТрудСовет"? Это сообщество инициативных людей? Как работает эта структура, чтобы было понятно?

Е.Ш.: В "ТрудСовет" прежде всего входят профессиональные эксперты, которые представляют и сторону работодателей, и государственные органы, и вузы, безусловно. Но основной костяк, который с инициативами может выйти к студентам, к школьникам, – это сами студенты последних курсов и те выпускники, которые не нашли работу.

П.Д.: Я нашел информацию, что "ТрудСовет" позволяет уточнить системы статистики, реестров и мониторингов, которые сейчас существуют в России и нуждаются в некоторой доработке. О какой доработке идет речь? И вообще кто этим вопросом заниматься будет?

Е.Ш.: Этим вопросом прежде всего занимаются специальные государственные службы. В частности, мы плотно работаем с Министерством труда, которое ведет определенную статистику, с Росстатом, с Министерством образования. Безусловно, эта работа проводится, но роль "ТрудСовета" заключается в том, чтобы адаптировать систему государства больше к практике. Мы общаемся напрямую с работодателями. Работодатель дает нам свой запрос. В службы занятости обращаются люди, которые не могут найти работу. У Министерства труда есть официальная статистика различных организаций. И кто-то должен объединить и скоординировать ту информацию, которая у каждой организации появляется ввиду их деятельности.

П.Д.: Конкретные цифры по количеству безработных выпускников в нашей стране устрашают. Получается, что фактически это некий системный сбой. Это неэффективность бюджетного финансирования образовательного процесса? Или все-таки эксперты выделяют здесь другие факторы?

Е.Ш.: Один из ключевых факторов – это как раз эффективность финансирования системы образования. Когда мы не знаем, какова будет потребность, мы вкладываем в то, что уже существует. Есть определенный набор программ, утвержденных ГОСТами, утвержденных государством, по которым вузы обязаны реализовывать образовательные программы, сам процесс. Министерство образования, безусловно, принимает определенные меры. В частности, у нас есть ГОСТ, в котором есть вариативная часть, где вуз сам формирует и предлагает студенту выбрать определенные дисциплины. Но поскольку мы развиваемся и экономика меняется, беспрерывная динамика в нашем государстве…

П.Д.: Причем иногда даже без нашего участия. Мы этого не хотим, а оно происходит.

Е.Ш.: Да. Мы еще не всегда знаем, а узнаем это уже позже, когда все произошло. И здесь возникает та проблема, когда работодатель, принимающий на работу молодого специалиста, вынужден сам его адаптировать под свои условия. Я знаю, что есть примеры, когда в течение 2 лет обучают студентов. Это фактически половина второго высшего образования или экстерном полное высшее образование. Это не проблема работодателей, а это проблема общая, и прежде всего – государства.

П.Д.: В такой ситуации получается, что нужно проводить работу не только с системой образования, но и с работодателями, которые должны каким-то образом корректировать обучающийся процесс. То есть они должны напрямую работать с теми вузами, специалистов в которых выпускают.

Е.Ш.: Именно поэтому мы и инициировали "ТрудСовет", чтобы на одной площадке мы могли собрать всех представителей и за круглым столом обсудить те причины и те проблемы, с которыми самостоятельно, по отдельности не можем справиться. Хочу сказать, что это получается достаточно эффективно, поскольку уже сейчас вводятся различные новые меры. И есть надежда на то, что будущее поколение выпускников будет более востребованным.

П.Д.: В России существует достаточно большое количество всевозможных рейтингов, в том числе эффективности вузов. А как вы относитесь к этим исследованиям? Более того, выпускникам школ стоит их просматривать или все-таки нет? Потому что, посмотрев информацию эту, они могут просто получить неверные данные, что ли.

Е.Ш.: Эти данные нельзя назвать неверными, поскольку я считаю, что это эффективный инструмент. Есть такая система – деловая репутация в бизнесе. И, наверное, система мониторинга применима к деловой репутации. Если вуз зарекомендовал себя с положительной стороны, то, конечно же, студент может спокойно обращаться, идти за образованием именно в этот вуз и надеяться на то, что он будет востребован в дальнейшем.

П.Д.: Скажите, пожалуйста, а проблема с трудоустройством выпускников, о которой мы сегодня говорим, существует за границей?

Е.Ш.: Да, безусловно, но в меньшей степени, – и прежде всего потому, что разные подходы, разные экономические системы, разные условия для получения образования студентов. Насколько я понимаю, за рубежом в основном все образование платное. И когда студент идет, он предпринимает максимальные усилия для того, чтобы следить самому за тенденциями работодателей. Я думаю, что это играет немаловажную роль.

У нас немножко другой подход был: мы привыкли как раз к системе, когда человек по окончании вуза знал, что он будет трудоустроен. Медленно-медленно это переходит и в настоящие дни. И, наверное, только в последние несколько лет сами студенты начали задаваться вопросом: "А куда же я пойду работать? И что от меня ждут?" А ждут от них достаточно много. Мы проводили один из общественных мониторингов, и работодатели указывали такое качество студента, как многофункциональность, когда он в короткий срок мог выполнить большое количество задач с минимальной зарплатой.

П.Д.: Но, наверное, это все-таки исключение из правил?

Е.Ш.: Очень частое исключение из правил.

П.Д.: То есть это уже тенденция положительная?

Е.Ш.: Сейчас начали это осознавать и сами работодатели. Мы собирали очередную встречу, где поднимали вопрос социальной ответственности: когда человека принимают на работу, что адекватно требовать, а что несет за собой завышенные требования? Работодатели осознают это: "Да, действительно мы были не правы, мы очень много хотели от молодых выпускников".

П.Д.: Елена, а есть ли в России относительно благополучные регионы в этом вопросе, где выпускники вузов все-таки легче находят работу, чем, скажем, в других регионах?

Е.Ш.: Сейчас создаются в России такие системы, как трудовая мобильность, когда проводится анализ тех регионов, где есть недостаток в кадрах, и тех регионов, где есть, наоборот, избыток кадров, тех регионов, где есть потребность в работниках определенной сферы, и наоборот – там, где избыток. И именно такая трудовая мобильность в идеале поможет равномерно распределить ресурсы – и наша молодежь будет трудоустроена.

П.Д.: Елена, я знаю, что в поддержку вашей инициативы разработан интернет-ресурс с таким же названием – trudsovet.ru. Насколько он сегодня востребован? И какие формы помощи там существуют?

Е.Ш.: Ресурс востребован. Первые месяцы осторожно-осторожно направляли нам обращения и заявки. Потом был кульминационный период, когда о нем стали узнавать, и молодые специалисты начали обращаться очень активно. Сейчас его основная цель – услышать тех людей, у которых есть проблемы, узнать, в каком они регионе, и понять, чем мы можем им помочь. Основная наша помощь в этом случае заключается в том, что мы напрямую связываемся с работодателями и пытаемся каким-то образом каждую ситуацию индивидуально разрешить.

П.Д.: Скажите, пожалуйста, а какие истории из последних в рамках вашего интернет-ресурса для вас оказались наиболее показательными и знаковыми, но при этом вам удалось помочь? Ну, чтобы было понятно, какую-то историю расскажите.

Е.Ш.: На сегодняшний день нам удалось трудоустроить чуть меньше 10% тех, кто к нам обратился. Случаи совершенно разные. Наверное, самым ярким и показательным был случай, когда человек с инженерным образованием из Кемерово переехал в Самару. Ему предоставили жилищные условия, и он сейчас работает, трудоустроен и доволен всем.

П.Д.: Елена, а сейчас позвольте я задам вопросы от наших телезрителей, которые прислали их через социальные сети, а также на электронный адрес нашей программы – bs@ptvr.ru.

Я напоминаю, сегодня у нас в гостях координатор проекта "ТрудСовет", член Общественной палаты Елена Шапкина. Елена, вопрос от наших телезрителей: "Молодой человек, закончил платный вуз, учился хорошо. Руководство высшего учебного заведения обещало с трудоустройством, но этого не сделало. Куда обращаться с жалобой и как найти на них управу?"

Е.Ш.: Я так понимаю, диплом человек получил, то есть вуз фактически выполнил свои обязательства: он дал образование и предоставил диплом.

СЕЙЧАС ЕСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ – В КАЖДОМ ВУЗЕ СОЗДАВАТЬ ЦЕНТРЫ МОНИТОРИНГА И ЦЕНТРЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ.

П.Д.: То есть здесь претензий к высшему учебному заведению быть не может?

Е.Ш.: Это только первый этап. Второй этап в том, что сейчас есть обязательное требование – в каждом вузе создавать центры мониторинга и центры трудоустройства выпускников, где ему должны оказать помощь. Поскольку человек окончил вуз и существует такая возможность, он может обратиться именно в этот центр. И третье. Я думаю, если такая ситуация сложилась, человеку не стоит отчаиваться. Предлагаю обратиться к нам в "ТрудСовет". Возможно, мы сможем найти правильное решение.

П.Д.: Следующий вопрос: "Как вы считаете, почему сегодня государство так мало уделяет внимания трудоустройству молодежи?"

Е.Ш.: Я считаю, что государство на сегодняшний день уделяет очень большое внимание – в том числе, думаю, и не без нашей помощи, поскольку нам удалось сдвинуть с мертвой точки этот вопрос. Это стоило немалых усилий, но тем не менее государство откликнулось на эти обращения. В ближайшем будущем будет уделяться еще больше времени. Сейчас создается очень много центров занятости, стажировок, контактов с работодателями. Создаются все условия для того, чтобы эта ситуация была устранена.

П.Д.: И следующий вопрос в продолжение: "А не стоит ли вернуться к советской системе распределения?"

Е.Ш.: Думаю, что в одну и ту же воду нельзя войти второй раз. На мой взгляд, сегодня оптимальный вариант – это когда работодатель формирует определенные данные о том, кто будет востребован. Может быть, очень сложно на 5 лет, но на 3 года, думаю, это возможно.

П.Д.: Елена, спрашивают вас: "Как правильно выпускникам школ и их родителям выбирать учебное заведение, чтобы через 5 лет не столкнуться с проблемой трудоустройства?"

Е.Ш.: Одно из направлений деятельности и работы "ТрудСовета" – это как раз профориентация, чтобы школьник осознавал, какую профессию он хочет выбрать, и в дальнейшем у него не возникало (или меньше возникало) этих проблем. Мы проводили недавно несколько профориентаций, в частности по темам "Моя профессия – полицейский", "Моя профессия – аудитор", "Моя профессия – доктор" и так далее. Интересно, что некоторые школьники не знают, что такое аудитор. Это, может быть, и неудивительно, но эта профессия сейчас становится известной и востребованной. Очень интересуются профессией полицейского. И 30% школьников сообщают о том, что они уже твердо знают, куда они пойдут учиться и работать.

П.Д.: Елена, будем подводить итог нашей беседы. По вашей оценке, как много времени нужно России, чтобы решить больной вопрос – вопрос трудоустройства выпускников?

Е.Ш.: Самое главное – уделять этому время. Если государство будет так же активно в этом направлении работать, я думаю, что у нас есть все шансы для того, чтобы как минимум на 60% эту цифру сократить в течение ближайших 2 лет.

П.Д.: Елена, большое спасибо, что нашли время и приехали в нашу московскую студию. Пожелаю успехов в вашей работе. И пусть "ТрудСовет" крепнет не только как организация, но и количество экспертов, а также участников этого проекта расширяется, помогая выпускникам найти свое место. Спасибо вам большое.

Е.Ш.: Спасибо.

П.Д.: В студии "Большой страны" мы беседовали с координатором проекта "ТрудСовет", членом Общественной палаты России Еленой Шапкиной.
*
 
*
Нажмите сюда если вы хотите добавить изображение


Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100